Введение:
Переход к рыночной экономике требует от предприятия повышения эф-фективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на ос-нове внедрения достижений научно – технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и управления производством, активизации предпринима-тельства и мобилизации неиспользованных резервов. Важная роль в реализации этой задачи отводится анализу хозяйственной деятельности предприятия. С его помощью вырабатываются стратегия и тактика развития предприятия, обосно-вываются планы и управленческие решения, осуществляются контроль за их выполнением выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия, его подразделений и ра-ботников.
В связи с переходом к рыночным отношениям неизмеримо возрастает ко-личество пользователей бухгалтерской информации (финансовой отчетности). Если она раньше, при нашей “открытости”, предназначалась довольно узкому кругу лиц (вышестоящей организации, финансовому органу, учреждению, бан-ку и территориальному органу статистики), то в рыночной экономике ее поль-зователями становятся практически все участники рыночных отношений: лица, непосредственно связанные с предпринимательством (бизнесом), то есть ме-неджеры и самые различные работники управления, включая, естественно, бух-галтеров, которых в западной практике называют бухгалтерами – аудиторами и бухгалтерами – аналитиками; лица, непосредственно не работающие на пред-приятиях (фирмах), но имеющие прямой финансовый интерес – акционеры, ин-весторы, различные кредиторы, покупатели и продавцы продукции (услуг) и так далее; третью группу представляют лица, имеющие косвенный финансовый интерес – различные финансовые институты (биржи, ассоциации и тому подоб-ное), налоговые службы, органы статистики, профсоюзы и другие. Такая ситуа-ция, развитие рыночных отношений, значительное привлечение кредиторов и инвесторов повышает ответственность руководства предприятий в управлении капиталом и финансовым состоянием путем принятия обоснованных управлен-ческих решений по обеспечению финансовой устойчивости, маневренности ка-питала и эффективности его использования. Эффективность управления хозяй-ственной деятельностью измеряется системой показателей, находящихся во взаимосвязи и взаимозависимости. Измерение показателей, факторов их изме-нения и выявление результатов повышения эффективности финансово – хозяй-ственной деятельности являются первоочередными задачами ее анализа.
Непременным условием полного качественного анализа финансово – хо-зяйственной деятельности предприятия является умение читать финансовую отчетность, и, в частности, основную ее форму – бухгалтерский баланс и при-ложения к нему.
Целью написания дипломной работы является изучение учета и анализа формирования и использования прибыли организации. Для выполнения постав-ленной цели определены следующие задачи:
обобщение теоретических взглядов на роль и значение прибыли в совре-менных условиях хозяйствования, а также анализа финансовых результа-тов деятельности предприятия;
изложение методических основ учета прибыли и ее использования.
факторный анализ распределения прибыли на предприятии;
представление организационно-экономической и правовой характеристики организации;
Глава 4:
Своевременность отражения продажи. Счета на продажу должны выстав-ляться и данные о реализации учитываться своевременно, т. е. по мере совер-шения операции (отгрузки) с отнесением к соответствующим периодам. Это предотвращает риск случайных пропусков данных в учете.
При проверке своевременности учета продажи мы сопоставляли даты, ука-занные в товарно-транспортных накладных, с датами соответствующих счетов-фактур, датами записей по счетам учета реализации и дебиторской задолженно-сти. Значительные расхождения в датах могли бы свидетельствовать о потенци-альных проблемах своевременности учета реализации.
Правильная стоимостная оценка операций по продажам. Точный расчет суммы продаж влияет на правильное выставление счетов-фактур за отгружен-ные товары, выполненные работы, оказанные услуги и последующее отражение этих данных в бухгалтерских регистрах.
Проверка правильности оценки продажи включала пересчет данных учета для выявления возможных математических ошибок. Как правило, подсчитыва-ются итоговые суммы счетов-фактур либо осуществляется проверка контроль-ных документов, подготовленных самостоятельно.
Если сумма продажи выражена в иностранной валюте, необходимо также проверить применение валютных курсов. Для этого мы сверяли курс, использо-ванный ОАО «Продторг», с курсом ЦБ РФ, официально действовавшим на мо-мент совершения операции, а также проследили, чтобы данные о валютной сумме продажи и ее рублевый эквивалент надлежащим образом были отражены в бухгалтерских регистрах.
Суммы продажи правильно классифицированы. Помимо полного и досто-верного учета данных о проданной продукции (выполненных работах, оказан-ных услугах), важно также, чтобы эти данные были правильно классифициро-ваны в Отчете о прибылях и убытках.
В ходе проверки классификации операций на основании первичных доку-ментов мы определяли правильность корреспонденции счетов в регистре учета продажи и правильность разноски по Главной книге.
Суммы дебиторской задолженности по расчетам за поставку продукции (выполнение работ, оказание услуг) правильно отражены. Полнота отражения данных о продаже в регистре учета расчетов с покупателями и заказчиками имеет важное значение, поскольку влияет на возможность экономического субъекта контролировать оплату непогашенной дебиторской задолженности.
Данная задача выполнялась в ходе проверки правильности классификации операций по продажам, как это описано выше. При проверке правильности раз-носки данных регистра учета продажи по счетам Главной книги мы также удо-стоверились, что эти данные надлежащим образом были отражены на счетах учета дебиторской задолженности.
В ОАО «Продторг» разноска данных на счетах учета дебиторской задол-женности в Главной книге основывается не на данных регистра учета продажи, а на данных журналов-ордеров по учету дебиторской задолженности, которые включают не только сведения о выставленных за период счетах, но и информа-цию о полученных платежах. В этом случае мы проверяли, что сумма выстав-ленных счетов, указанная в журналах-ордерах по учету дебиторской задолжен-ности, соответствует сумме продаж по регистру учета продажи. Кроме того, удостоверились, что данные журналов-ордеров по счетам учета расчетов с по-купателями и заказчиками надлежащим образом разнесены по соответствую-щим счетам Главной книги.
Заключение:
Анализируя то, как были решены задачи, поставленные перед выполнени-ем работы, можно сделать следующие выводы.
Прибыль, представляя важнейший экономический показатель финансово-хозяйственной деятельности предприятия, является не только источником фи-нансирования производства, но средством удовлетворения потребностей всех слоев общества. При ее распределении пересекаются интересы как общества в целом в лице государства, так и интересы хозяйствующих субъектов, акционе-ров, отдельных работников предприятия
Расчет показателей балансовой прибыли и прибыли, подлежащей налого-обложению, содержит в финансовой политике нашей страны много противоре-чий. В частности эти противоречия проявляются в самом определении понятия “прибыль”, поскольку прибыль отражаемая в финансовой отчетности и налого-облагаемая прибыль не связаны с ее основной задачей, которую решают произ-водители в процессе выполнения своей деятельности.
Несмотря на то что, на величину прибыли влияют различные факторы, ка-сающиеся как общеэкономических процессов, так и процессов происходящих в деятельности самого предприятия, прибыль является управляемым параметром. Эффективность этого управления зависит от знания конъюнктуры рынка и умения постоянно адаптировать под нее развитие производства. Эта зависи-мость проявляется, во-первых, в правильности выбора производственной на-правленности предприятия по выпуску продукции (выбор продуктов, поль-зующихся стабильным и высоким спросом); во-вторых, в создании конкуренто-способных условий для продажи продукции и оказания услуг (цена, сроки по-ставок, обслуживание покупателей, послепродажное обслуживание); в-третьих, в объеме производства (чем больше объем продаж, тем больше масса прибыли); в-четвертых, в ассортименте продукции и снижения издержек производства. Управлять прибылью можно на всех стадиях производственного цикла, начиная от закупок сырья и материалов, и кончая сбытом продукции.
Учитывая наличие проблем управления прибылью и рентабельностью, подход к механизму управления должен носить комплексный характер. В пер-вую очередь, это непосредственно связано с эффективным управлением опера-ционной системы в целом, то есть системы обеспечения производства услуг предприятия.
От руководителя требуется прежде всего умение эффективно вести дело, то есть увеличивать прибыль. Известны две основные возможности увеличения прибыли: первая - наращивание объема выпуска и реализации авиаперевозок, вторая - уменьшение издержек. В наших условиях, когда практически на каж-дом предприятии имеются малорентабельные, убыточные производства, пер-вый путь кажется нереальным. Однако, тщательный экономико-организационный анализ может подсказать выход даже из такого тупикового положения.
При неизменных экономических условиях легче было планировать и про-рабатывать программу. Все функции по реализации программы перекладыва-лись на предприятия. Однако многое меняется и предприятие находится в ди-намических условиях, постоянно изменяться. Проанализировав ситуацию, не-обходимо создавать программу в комплексе для ее лучшей реализации. Глав-ный упор делается на конкретное совершенствование хозяйствования, особенно на тех участках, которые приносили убыток (или были малорентабельны). В противном случае следует поставить вопрос об их ликвидации.
Управление прибылью предприятия сводится к разработке механизма ор-ганизационно-экономического воздействия по результатам работы предпри-ятия, на повышение его эффективности по сравнению с затратами, поиску ком-плекса инструментов, позволяющих из стихийного получения доходов пред-приятий перейти к регулируемым доходам. В то же время , недостаточно обес-печить только прибыльность предприятия.