Введение:
Система управления финансами является важнейшей частью общей систе-мы управления предприятием. Вот лишь основные задачи, которые способны решить организации в результате упорядочения своей финансовой работы:
обоснование объемов, сроков и целесообразности привлечения финансо-вых ресурсов;
увеличение оборотных средств без привлечения займов;
оперативное управление финансовыми потоками;
управление издержками предприятия;
управление ассортиментом продукции;
прогнозирование развития предприятия, позволяющее заблаговременно принять меры для предотвращения крупных потерь и банкротства.
Одним из важнейших условий успешного управления финансами предпри-ятия является оценка его финансовой устойчивости. Финансовая устойчивость предприятия характеризуется совокупностью показателей, отражающих про-цесс формирования и использования его финансовых средств. В рыночной эко-номике финансовая устойчивость предприятия по сути дела отражает конкрет-ные результаты его деятельности. Конечные результаты деятельности предпри-ятия интересуют не только работников самого предприятия, но и его партнеров по экономической деятельности, государственные, финансовые, налоговые ор-ганы.
Актуальность темы дипломной работы обоснована тем, что в рыночных условиях залогом выживаемости и основой стабильного положения предпри-ятия служит его финансовая устойчивость. Если предприятие финансово ус-тойчиво, платежеспособно, то оно имеет ряд преимуществ перед другими пред-приятиями того же профиля для получения кредитов, привлечения инвестиций, в выборе поставщиков и в подборе квалифицированных кадров. Чем выше ус-тойчивость предприятия, тем более оно независимо от неожиданного измене-ния рыночной конъюнктуры и, следовательно, тем меньше риск оказаться на краю банкротства.
Оценка финансовой устойчивости и платежеспособности является также основным элементом анализа финансового состояния, необходимым для кон-троля, позволяющего оценить риск нарушения обязательств по расчетам пред-приятия.
Объектом исследования является открытое акционерное общество «Ижев-ский хлебозавод № 5». Предмет работы - финансовое состояние предприятия в аспекте финансовой устойчивости. Цель работы заключается в управлении финансовой устойчивостью предприятия в условиях рыночной экономики.
Для реализации поставленной цели в работе решались следующие задачи:
исследование специфики работы ОАО «Ижевский хлебозавод № 5»;
анализ системы управления финансовой устойчивости предприятия за два года (2003 – 2004 гг.) на основе финансовых документов баланса, отчета о прибылях и убытках;
Глава 3:
Как правило, чем больше свободных средств в обороте, тем в большей сте-пени переходящие остатки кредиторской задолженности превышают перехо-дящие остатки дебиторской задолженности, и наоборот. Если балансовые ос-татки кредиторской задолженности выше, чем дебиторской, это создает опас-ность снижения уровня коэффициента общей ликвидности на ту дату, на кото-рую такое соотношение балансовых остатков имеет место, по сравнению с предшествующей оценочной датой (при прочих равных условиях). Такое соот-ношение свидетельствует о том, что переходящая дебиторская задолженность при ее поступлении в форме денежных средств недостаточна для погашения переходящей кредиторской задолженности. Из этого не следует прямое сниже-ние коэффициента общей ликвидности, т.к. на уровень последнего воздейству-ют и другие факторы. Но такое снижение возможно под влиянием меньших размеров дебиторской задолженности по сравнению с кредиторской.
Таким образом, при установлении условий расчетов с покупателями и по-ставщиками предприятию во многих случаях приходится делать выбор между наличием свободных средств в обороте и сохранением необходимого уровня платежеспособности. В зависимости от конкретных условий и показателей дея-тельности определяется, что важнее в данном периоде для улучшения финансо-вого состояния – свободные средства в обороте или повышение платежеспо-собности.
Таким образом, для устранения вышеперечисленных недостатков финан-сово-хозяйственной деятельности и как следствие повышения финансовой ус-тойчивости предприятия необходимо провести следующие мероприятия.
а) по управлению оборотным капиталом :
укрепление финансовой и расчетно-платежной дисциплины;
проведение претензионно-исковой работы с покупателями и заказчиками за просрочку платежей;
принятие мер по увеличению уровня оплаты денежными средствами путем использования прибыльного портфеля заказов;
введение в практику взаимоотношений с потребителями-неплательщиками возможности индексации просроченных платежей с целью обеспечения защиты денежных средств от инфляции и повышения заинтересованности покупателей и заказчиков в своевременных расчетах;
разработка технических мероприятий, обеспечивающих возможность ин-дивидуального воздействия на потребителя в зависимости от его платеже-способности (отказ от заказов неплатежеспособным покупателям и заказ-чикам);
рассмотреть как поощрительную меру для покупателей, который регуляр-но оплачивает счета, снижать наценку на продукцию;
разработка и введение дополнительного стимулирования работников пу-тем введения договоров с гибкими условиями оплаты;
решение вопроса своевременной оплаты платежей в бюджет путем вне-дрения вексельного обращения и проведения взаимозачетов;
разработка и реализация мероприятий, связанных с поиском дешевых ис-точников сырья путем установления связей с сельскохозяйственными про-изводителями;
развитие собственного производства переработки зерна путем внедрения новейших технологий;
экономия материалов в результате совершенствования техники и техноло-гий производства, заготовки более качественной муки и уменьшение по-терь во время хранения и перевозки, недопущение брака, сокращение до минимума отходов, повышение квалификации работников;
проведение мероприятий по обеспечению бесперебойной деятельности предприятия путем улучшения материально-технического снабжения.
С целью максимизации притока денежных средств предприятию следует разрабатывать широкое разнообразие моделей договоров с гибкими условиями оплаты. Система скидок за ускорение оплаты более эффективна, чем система штрафных санкций за просроченную оплату. В условиях инфляции оно приве-дет к уменьшению текущей стоимости реализованной продукции, поэтому сле-дует точно оценить возможность предоставления скидки при досрочной оплате.
Для сокращения отсрочек платежей может быть полезен метод спонтанно-го финансирования, который давно был найден и успешно применяется в стра-нах с развитой рыночной экономикой, Суть метода заключается в определении скидок покупателям за сокращение сроков расчета и предоставляет собой отно-сительно дешевый способ получения средств.
Покупателей производимой продукции заинтересовало бы введение систе-мы скидок, в связи с тем, что при оплате в льготный период могло бы высвобо-диться значительное количество денежных средств, которые на необходимы в настоящее время для выплаты заработанной платы и т.п.
По управлению заемным капиталом:
уменьшение кредиторской задолженности путем реструктуризации нало-гов,
продажи дебиторских счетов,
сокращения задолженности перед работниками за счет реализации продо-вольственных и промышленных товаров;
использование долгосрочных займов для расширения производственной деятельности.
По управлению собственным капиталом:
увеличение нераспределенной прибыли и резервов путем перехода на уп-рощенную систему учета и отчетности;
подъем рентабельности с помощью контроля затрат, и использования де-шевых материальных ресурсов.
Заключение:
Финансовая устойчивость является важнейшей характеристикой финансо-вой деятельности предприятия. Она определяет конкурентоспособность пред-приятия и его потенциал в деловом сотрудничестве, является гарантом эффек-тивной реализации экономических интересов всех участников финансовых от-ношений: как самого предприятия, так и его партнеров.
Устойчивое финансовое положение предприятия является не подарком судьбы или счастливым случаем его истории, а результатом умелого, просчи-танного управления всей совокупностью производственно-хозяйственных фак-торов, определяющих результаты деятельности предприятия.
Практически применяемые сегодня в России методы анализа и прогнози-рования финансового состояния предприятия отстают от развития рыночной экономики. Несмотря на то, что в бухгалтерскую и статистическую отчетность уже внесены и вносятся некоторые изменения, в целом она еще не соответству-ет потребностям управления предприятием в рыночных условиях, поскольку существующая отчетность предприятия не содержит какого-либо специального раздела или отдельной формы, посвященной оценке финансовой устойчивости отдельного предприятия. Финансовый анализ предприятия проводится факуль-тативно и не является обязательным.
Умение анализировать финансовую отчетность необходимо прежде всего руководству и специалистам предприятия при выработке финансовой страте-гии.
Оценка финансового состояния может быть выполнена с различной степе-нью детализации, в зависимости от цели анализа, имеющейся информации и т.д.
Основой для улучшения деятельности и результатов работы предприятия, залогом повышения его экономического благополучия (а, следовательно, и по-лучение прибыли) является высокое качество оказываемых услуг, непрерывное обеспечение ее конкурентоспособности, постоянное удовлетворение требова-ний потребителей.
Финансовая работа на предприятии, прежде всего, направлена на создание финансовых ресурсов для развития предприятия, обеспечение роста рентабель-ности.
В целом, с учетом приведенных отрицательных и положительных момен-тов финансовой устойчивости ОАО «Ижевский хлебозавод № 5» можно сде-лать вывод, что она находится на низком уровне, но по мере наращивания объ-емов реализации услуг финансово-экономическое положение предприятия мо-жет улучшиться.
Финансовая стабилизация в ОАО «Ижевский хлебозавод № 5», на мой взгляд, последовательно должна осуществляться по таким основным этапам:
устранение неплатежеспособности;