Введение:
Успешная реализация задач, стоящих перед медицинскими учреждениями, в огромной степени определяется состоянием экономики, которое в последнее время претерпело существенное изменение. Новые условия хозяйствования, введение медицинского страхования, ухудшение финансирования привели к повышению значимости экономической стороны деятельности лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ).
Традиционно недостаточное внимание, уделявшееся ранее экономике здравоохранения, негативно сказалось на разработанности методик планирова-ния, в том числе и финансового, методов финансирования и его источников в деятельности медицинских учреждений сегодня. Да и нынешний процесс со-вершенствования нормативной базы здравоохранения менее всего затрагивает экономическую сферу и особенно в части оказания платных медицинских ус-луг. Медицинские учреждения испытывают острый недостаток методических материалов по различным вопросам экономической деятельности.
Проблема усугубляется тем, что при переходе на обязательное медицин-ское страхование (ОМС) ослабляется контроль за рациональным использовани-ем средств со стороны органов управления. Контроль же со стороны страховых организаций, территориального фонда и других структур ОМС находится лишь на стадии становления. В результате наблюдается большой разброс в подходах к использованию средств медицинских учреждений - от жесткого ограничения до расточительства и злоупотреблений.
При традиционном бюджетном финансировании, обеспечивающем гаран-тированность поступления средств, финансовое планирование больницы просто не имело смысла. В нынешней же ситуации, когда медицинские учреждения вынуждены искать свою нишу на рынке медицинских услуг, обеспечивать себе дополнительные источники поступления финансовых средств, данное направ-ление выходит на передний план, поскольку от этого зависит их выживание, что и обуславливает актуальность выбранной темы.
Глава 3:
Результаты исследования, приведенные в таблице 10 показывают, что на-селение вынуждено компенсировать за счет личных средств сокращение расхо-дов государства на здравоохранение. Нагрузка по финансированию здраво-охранению в значительной мере легла на бюджеты домохозяйств.
Несомненный интерес представляет вопрос о том, какова реальная доля частного сектора медицинских услуг в сравнении с услугами государственных и ведомственных учреждений. Этот интерес вызван тем, что частное здраво-охранение в России развивается пока без необходимой законодательной базы, что оно возникло позже других областей частного предпринимательства в стра-не, а главное - что в условиях эрозии государственной системы здравоохране-ния усиливается дефицит медицинских услуг и обостряется проблема их каче-ства.
Одним из показателей развития услуг частного сектора медицины в систе-ме обслуживания населения может служить соотношение числа домохозяйств, члены которых в течении года обращались за помощью в поликлинические уч-реждения частной и государственной форм собственности. Именно этот пока-затель был использован в исследовании (табл. 11).
Таблица 11
Соотношение числа домохозяйств, представители которых обращались в тече-ние 2002 и 2003 гг. в медицинские учреждения различных форм собственности и к частнопрактикующим врачам ( в процентах от общего числа обследованных домохозяйств)
Заключение:
В последние годы в здравоохранении РФ произошли весьма существенные изменения, в первую очередь, в объемах финансирования и внедрения страхо-вой медицины. Страховая медицина позволила сократить объем затрат, но это-го недостаточно, чтобы покрывать расходы.
ЦКПХ - одно из немногих медицинских учреждений города Ижевска, ко-торые на сегодняшний день имеют стабильное финансовое положение. Самый большой кредитор - республиканский бюджет, территориальный ФОМС опла-чивает по конечному результату регулярно и полностью. При выполнении пла-новых показателей медицинского учреждения невозможно выбрать все средст-ва, выделяемые для его финансирования через страховые организации. Для оценки результатов финансовой деятельности медицинских учреждений в ус-ловиях ОМС важно знать не только размер реально полученных средств за ока-занные услуги по выставленным счетам, но и сколько медицинские учреждения могли бы зарабатывать.
Поэтому перспективной, на мой взгляд, является система, сочетающая фи-нансирование:
за счет ФОМС (большая часть ресурсов) - целевого источника, направляе-мого на оплату принятых и пролеченных больных со страховым полисом;
за счет средств республиканского бюджета, направляемых в основном на выполнение общегосударственных целевых программ в области здраво-охранения, выполнение которых будет обязательно для медицинских уч-реждении, и учитывать интересы социально незащищенных слоев населе-ния;
за счет платежей предприятий, размер которых должен будет дифференци-роваться в зависимости от уровня заболеваемости работающих и влияние предприятия на условия проживания населения и окружающую среду;
за счет развития платных услуг в здравоохранении. Для этого нужна зако-нодательная и нормативная база на уровне Федерации, чтобы данный вид услуг был официально признан, так как в настоящее время закона о плат-ной медицине нет.
Финансовое планирование среди медицинских учреждений, как вид пла-новой работы, помогающий правильно и корректно составлять сметы на год, является новым и пока еще мало освоенным. Данное положение дел обуславли-вается тем, что нет специальной литературы, нет нормативной базы широкого распространения. Администрация больниц не видит существенной экономиче-ской выгоды финансового планирования в новых условиях хозяйствования, не требует проведения должного экономического анализа. Одним из важнейших принципов экономического анализа деятельности медицинских учреждений является его логическая последовательность – переход от анализа результатов финансовой деятельности учреждения к обусловившим их причинам; от анали-за деятельности учреждения в целом к анализу деятельности отдельных под-разделений и т.д.