Введение:
Современное государственное регулирование внешнеэкономической дея-тельности - составная часть общей экономической политики государства в ус-ловиях перехода к рыночным отношениям. Россия провозгласила курс на фор-мирование открытой экономики, которая в стратегическом плане призвана спо-собствовать росту эффективности производства. Но с учетом мирового опыта полностью открывать российский внутренний рынок, на котором абсолютное большинство производителей не выдерживает конкуренции с иностранными компаниями, можно только постепенно, побуждая их к участию в конкурент-ной борьбе на мировом рынке. Российская экономика не готова стать сегодня полностью открытой не только потому, что основная часть отраслей экономики неконкурентоспособна, но и в силу нынешней конкретной экономической си-туации, глубокого спада производства.
В системе органов государственного управления внешнеэкономической деятельностью (ВЭД) особая роль отводится таможенной службе, как наиболее динамично развивающейся, своевременно и качественно обслуживающей уча-стников ВЭД. Эта роль обусловлена ростом масштабов внешнеэкономических связей (ВЭС). Значимость деятельности таможенной системы обусловлена еще и тем , что самым стабильным источником доходной части Федерального бюд-жета России являются таможенные сборы и налоги.
В настоящее время экономика России переживает не самые лучшие време-на, поэтому вопрос экономической безопасности страны особенно актуален. Одной из важнейших государственных структур, стоящих на страже экономи-ческих интересов России, ее предприятий и граждан, является Государствен-ный Таможенный Комитет Российской Федерации. (ГТК РФ). Роль и значение этой организации в экономической жизни страны переоценить трудно. Тамож-ня дает около трети поступлений всех бюджетных доходов страны, защищает национальных производителей от иностранной конкуренции и поддерживает их в налаживании собственного производства, тем самым , косвенно также, по-могая наполнению бюджета, экономическому росту страны.
Поэтому сейчас особенно важно понимание принципов работы Российской таможни, ее роль в регулировании внешнеэкономической деятельности С этой целью мною - автором данного проекта в рамках предусмотренным учебным планом преддипломной практики была проведена работа по изучению работы Удмуртской таможни, являющейся частью таможенной системы РФ. Таможня функционально подчинена Приволжскому Таможенному Управлению (ПТУ) и ГТК РФ. ПТУ осуществляет руководство и координацию деятельностью тамо-жен Приволжского региона.
В моей дипломной работе рассматриваются тарифные методы регулирова-ния ВЭД, основные принципы налоговой политики, виды налогов, их эконо-мическая сущность и особенности взимания таможенными органами, раскры-вается природа таможенных пошлин, их взаимодействие с другими экономиче-скими категориями, регулирующими ВЭД. Показаны цели и основные направ-ления валютного контроля, роль и значение таможенных органов в этом про-цессе.
Глава 3:
К сожалению, рост заработной платы сводится к минимуму снижением различного рода надбавок и начислений к заработной плате: если в 2000 г. суммарные надбавки выросли всего на 3.3% по сравнению с 1999 г., то в 2001 г. они составили всего 18.9% от уровня 2000 г.
Стабильно финансируется такая статья, как «Приобретение предметов снабжения и расходных материалов». В 2000 и 2001 гг. рост расходов, утвер-жденных по смете по этой статье, составил 43.9% и 40.6% соответственно. Однако этот рост отнюдь не означает роста номенклатуры закупаемых товаров или их количества. Если сравнить эти показатели с индексом роста цен, то лег-ко видеть, что увеличение расходов на закупку предметов снабжения и расход-ных материалов не покрывает роста цен на эти товары, особенно в 2000 г., ко-гда наблюдался резкий рост цен на импортные товары и товары с использова-нием импортных компонентов (компьютеры, средства связи, расходные мате-риалы к ним и др., широко применяемые на Удмуртской таможне). Тем не ме-нее видно стремление вышестоящих органов ГТК не оставлять региональные таможни без повседневно необходимых средств, что отрицательно сказалось бы на сроках и качестве таможенного оформления и, соответственно, на пока-зателях выполнения плана.
То же самое касается коммунальных услуг, расходы на оплату которых хоть и были утверждены в 2000 г. на 72.3% от уровня 1999 г., в 2001 г. были ут-верждены на 195.7% от уровня 2000 г., увеличив свою долю в общей структуре расходов более чем на 1.5%. Данное увеличение утвержденных расходов по-зволило ликвидировать задолженность по оплате коммунальных услуг, воз-никшую в предыдущие периоды.
Необходимость обеспечения мобильности, оперативности и сохранения целостности таможенных органов заставляет сохранять финансирование таких статей, как «Оплата транспортных услуг», «Оплата услуг связи» и «Команди-ровки и служебные разъезды» на должном уровне. На оплату услуг по связи в 2000 г. было утверждено средств в 3.2 раза больше, чем в предыдущем периоде, что связано с реализацией конкурсного проекта по обеспечению таможни мо-бильной связью. Доля средств, выделяемых на командировки и служебные разъезды, постоянно снижается, хотя абсолютные показатели увеличиваются.
В силу того, что Удмуртская таможня не является ни пограничной, ни спе-циализированной, подчиненные ей посты и пункты не используют технические средства таможенного контроля (ТСТК), а также бронетехнику и т.п. Закупки оружия и другой спецтехники производятся крайне редко (в основном все спец-закупки были произведены в 1992 - 1993 гг.), поэтому на финансирование этой статьи утверждаются чисто символические суммы, которые даже не использу-ются. Спецэксплуатация финансируется, однако утвержденные суммы снижа-ются как в относительном, так и в долевом выражении. Финансирование спец-ремонта утверждается, и, хотя и увеличивается, все же недостаточно для по-крытия расходов по этой статье.
Заключение:
Не вызывает сомнения, что роль и место внешнеэкономических связей должны измениться, тем более что возможности для дальнейшего экстенсивно-го роста экспорта уже практически исчерпаны. ВЭС должны во все возрастаю-щей степени влиять на развитие рыночных связей внутри страны. В этом кон-тексте развитие промышленного экспорта, прежде всего наукоемкой продук-ции, должно помочь раздвинуть рамки внутреннего спроса, сделать экономиче-ский рост неинфляционным, дать импульс инве¬стициям и производству во мно-гих секторах национальной экономики.
Соответственно приоритетное значение приобретает решение задачи соз-дания внутренних и внешних условий для эффективной интеграции Рос¬сии в мировое хозяйство, реализации ее конкурентных преимуществ.
Прошло время для опережающих темпов либерализации внешнеэконо¬мических связей. На первый план выходят такие направления, как обеспече¬ние необходимого уровня защиты внутреннего производства, содействие развитию экспорта наукоемкой продукции и услуг, защита интересов рос¬сийских участ-ников ВЭД на внешнем рынке. В этом контексте особое значе¬ние приобретают присоединение России к ВТО на выгодных для себя усло¬виях, активизация тор-гово-политической работы, направленной на обеспе¬чение рынков сбыта для российской наукоемкой продукции и услуг, в том числе и нетрадиционных рынков. Необходимо также предусмотреть опреде¬ленное ужесточение системы государственного регулирования ВЭД, не входя при этом в противоречие с принятой в мире практикой и с общим кур¬сом на либерализацию.
Ее суть заключается в том, что иностранный капитал, воспользовавшись кризисным состоянием отечественного производства, а также открытостью российскими предпринимательскими структурами организовал настоящий тор-гово-фи¬нансово-сбытовой комплекс (иногда даже с элементами производства), кото¬рый прежде всего благодаря огромным прибылям занял практически цен¬тральное место на потребительском рынке страны, и в первую очередь на наи-более привлекательных его сегментах ( в крупнейших городах и морских пор-тах). Благодаря своей финансовой мощи, обеспеченной во многом в ущерб рос-сийским производителям, и хорошей структурированности этот комплекс мо-билизует на российском рынке значительную часть свободных капиталов, от-влекая их от других сфер приложения, а за счет контроля за со¬ответствующей инфраструктурой создает препятствия на пути реализации отечественной про-дукции.
Необходимо в максимально сжатые сроки отладить и механизм приме¬нения традиционных мер антидемпинговых и компенсационных пошлин, а также защитных мер. Весьма важно также в короткий срок упорядочить ввоз необлагаемых практически никакими налогами товаров, поставляемых в рам-ках так называемой неорганизованной торговли.
В то же время не исключено, что в условиях структурного кризиса отече-ственного производства могут понадобиться и более кардинальные реше¬ния, предусматривающие введения на период структурных преобразований целого ряда административных ограничений, направленных на защиту внут¬ренних производителей и создающих для сбыта их продукции льготные ус¬ловия.
Следует отметить, что специфика нового этапа реформ в части ВЭС на¬шла отражение в среднесрочной программе правительства, которая в этой сфере ис-ходит прежде всего из необходимости решения триединой задачи:
развития экспорта и совершенствования его структуры;