Введение:
Налоговая система постоянно развивается и совершенствуется .
В настоящее время налоги являются одним из основных средств источников доходной части бюджета. А ведь налоги существуют с тех самых времен, когда стали возникать государства.
Многое по созданию налоговой системы в России было сделано в начале 18 века Петром 1.
А подоходный налог как таковой был введен в январе 1917 года указом о введении в России подоходного налога.
Интересно отметить, что одним из первых декретов, утвержденных в годы советской власти, был декрет от 27 ноября (7 декабря) 1917 года «О взимании прямых налогов, об уплате подоходного налога по окладам; штрафных и административных санкций за нарушение сроков внесения налогов (вплоть до конфискаций имущества и тюремного заключения ) и принуждении к исполнению предписаний декрета силами Красной гвардии и милиции»
И в настоящее время одним из источников формирования доходов федерального бюджета является налог на доходы физических лиц.
Налог на доходы физических лиц (далее - налог) исчисляется с уплачивается на основании главы 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекса), введено в действие с 1 января 2001 года Федеральным законом от 5 августа 2000 года № 118- ФЗ « О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесение изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах».
Этот налог введен вместо существовавшего ранее подоходного налога , который взимался на основании Закона Российской Федерации от 7 декабря 1991 года № 1998 –1 «О подоходном налоге с физических лиц».
Состав плательщиков налога на доходы физических лиц (далее - налогоплательщики ) - в сравнении с плательщиками подоходного налога - не изменился, однако определение плательщиков налога сформулировано теперь с использованием понятия «налоговый резидент Российской Федерации» .
Кодекс установил, что налогоплательщиками признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Под физическими лицами понимаются граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.
Доказательством принадлежности к гражданству Российской Федерации является паспорт гражданина Российской Федерации (удостоверение личности гражданина Российской Федерации ) , а до момента получения указанных документов свидетельство о рождении или иной документ , содержащий указание на гражданство лица.
В соответствии со статьей 11 Закона Российской Федерации № 1948-1 «О гражданстве Российской Федерации» иностранным гражданином признается лицо, обладающее гражданством иностранного государства и не имеющего гражданства Российской Федерации.
Принадлежность к гражданству иностранного государства подтверждается иностранным паспортом.
Лицо без гражданства признается лицо, не принадлежащее к гражданству Российской Федерации и не имеющее доказательств принадлежности к гражданству другого государства.
В силу закона налоговыми резидентами Российской Федерации являются те физические лица, которые фактически находятся на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году.
Глава 3:
В том случае, если какой либо из показателей , предусмотренных в форме Справки, отсутствует, то поле такого показателя не заполняется. Незаполненные поля прочеркивать нельзя .
Все суммы, за исключением сумм налога на доходы, отражаются в рублях и копейках через десятичную точку. Суммы налога на доходы отражаются в целых рублях .При заполнении Справки на бумажном носителе при отсутствии в данных копеек после десятичной точки ставятся два нуля.
Сведения о доходах физических лиц, которым налоговым агентом (источником дохода) были произведены перерасчеты налога на доходы за предшествующие годы в связи с уточнением их налоговых обязательств , представляются в виде новой справки следует проставить ее номер и новую дату составления .
При заполнении бланка Справки необходимо соблюдать следующие следующие правила :
Справка может заполняться на лазерном, матричном или струйном принтерах, а также на пишущих машинках.
Информация должна быть расположена строго в пределах отведенного для нее поля, ограниченного специальной рамкой внутри поля ввода. Не допускается делать исправления . Печать должна проставляться строго в отведенной для нее области . Печать меченной окружности в левом нижнем углу Справки .
При заполнении бланка Справки на пишущей машинке предварительно следует подобрать положение листа бумаги по пробному полю. Пробное поле находится в левом верхнем углу Справки. Пробное поле может быть заполнено любыми символами или оставлено пустым . При попадании в этом поле обеспечивается в это поле обеспечивается точное попадание в поля ввода других строк без дополнительного ручного прокручивания листа таким образом , для попадания в поля ввода форм достаточно использовать только клавишу возврата каретки для перемещения между строками.
При заполнении формы Справки на любом типе принтера необходимо использовать моноширийный шифр типа Courir , с размером 12 пунктов с двлйным расстоянием между строками .Пробное поле в Справке расположено таким образом , что при распечатывании в текстовом режиме самый первый символ попадает в пробное поле, а остальная информация гарантированно попадает в соответствующие поля.
Если заполнение осуществляется на матричном принтере, следует использовать режим качественной печати (letter quality/ NLQ) вместо режима черной печати .
При предоставлении Справок в налоговый орган бланки не должны быть повреждены, не проколоты дыроколом и не скреплены степлером.
При предоставлении справок в налоговый орган как на магнитных, так и на бумажных носителях налоговые агенты обязаны вместе со сведениями предоставить сопроводительный Реестр сведений о доходах физических лиц за 2001 год по форме , в двух экземплярах ( Приложение 4) один из которых остается в налоговом органе .Сведения , поступающие как на бумажных , так и на магнитных носителях, подлежат в налоговом органе арифметическому контролю в соответствии с правилами.
Например в разделе 1 отражается необходимая информация о налоговом агенте –источники выплаты доходов
В пункте 1.1 в поле «ИНН/КПП,ИНН» указывается идентификационный номер налогового агента (организация или индивидуального предпринимателя ). ИНН организации указывается вместе с кодом причины постановки на учет, который записывается через разделитеть.
В поле 1.2 указывается номер налогоплательщика страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации .
В пункте 1.3 указывается код налогового органа, где налоговый агент состоит на налоговом учете .
В пункте 1.4 указывается полное наименование налогового агента организации или фамилия, имя, отчество налогового агента, физического лица которыми ведется Налоговая карточка. Налоговый агент-физическое лицо указывает свою фамилию, имя и отчество полностью без сокращений, в соответствии с документом, удостоверяющим личность
В пункте 1.5 указываются сведения о лице, ответственном за ведение Налоговой карточке.
Заключение:
Налог на доходы физических лиц, как экономическое явление исчисляется и уплачивается на основании главы 23 части второй Налоговой кодекса Российской Федерации , принятой Федеральным Законом от 5 августа 2000 года № 117-ФЗ ( в редакции Федерального закона от 29 декабря 2000 года № 166 – ФЗ ), введен в действие с 1 января 2001 года Федеральным законом от 5 августа 2000 года № 118 – ФЗ « О ведении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесение изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах»
Наименование документов, удостоверяющих личность налогоплательщика , принимаемых в качестве доказательства принадлежности к гражданству того или иного государства, приведено в Приложении к формам №№ 1-НДФЛ и 2-НДФЛ Справочник « Виды документов , удостоверяющих личность налогоплательщика» , утвержденным приказом МНС России.
Граждане Российской Федерации, состоящие на регистрационном учете по месту жительства и по месту пребывания в пределах Российской федерации, а также иностранные граждане, получившие в органах внутренних дел разрешение на постоянное проживание или вид на жительство в Российской Федерации , либо иностранные граждане, временно пребывающие на территории Российской Федерации, зарегистрированные в установленном порядке по месту проживания на территории Российской федерации и состоящие на 1 января 2001 г. в трудовых отношениях с организациями включая филиалы и представительства иностранных организаций осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации , предусматриваюшие продолжительность работы в Российской федерации в текущем в календарном году свыше 183 дней, читаются налоговыми резидентами Российской Федерации на начало отчетного периода .