Дипломная по теме: Особенности уголовной ответственности несовершеннолетнего

Название работы: Особенности уголовной ответственности несовершеннолетнего

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Уголовное право

Страниц:

57 стр.

Год сдачи:

2004 г.

Содержание:

Введение 3

Глава 1. Общая характеристика особенностей уголовной ответственности несовершеннолетних 9

1.1. История развития законодательства России об уголовной ответственности несовершеннолетних 9

1.2. Основные положения уголовной ответственности несовершеннолетних 16

Глава 2. Особенности назначения наказания несовершеннолетним 31

2.1. Виды и формы наказаний, применяемых к несовершеннолетним 31

2.2. Особенности условно-досрочного освобождения несовершеннолетних от отбывания наказания 42

Глава 3. Особенности применения принудительных мер воспитательного воздействия 46

3.1. Применение принудительных мер воспитательного воздействия как основание освобождения от уголовной ответственности 47

3.2. Применение принудительных мер воспитательного воздействия как основание освобождения от наказания 52

Заключение 54

Список использованной литературы 57

Выдержка:

Введение:

Проблема контроля государства и общества над преступным поведением подростков уже давно стала острой практически для всех стран мира. Преступность несовершеннолетних растет и приобретает все более жестокие формы. Мировое сообщество, обеспокоенное таким положением, еще в середине 80-х гг. прошлого столетия приняло «Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних». Эти правила рекомендуют странам – участникам ООН гуманное отношение к лицам, преступившим уголовный закон в несовершеннолетнем возрасте.

Устанавливая особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних, законодатель исходит, в первую очередь, из современных научных представлений о психофизиологических особенностях лиц, не достигших совершеннолетия. Физическая перестройка организма в переходный период, эмоциональная неустойчивость, неуравновешенность процессов возбуждения и торможения и целый ряд других факторов, непосредственно влияющих на социальное поведение подростка, не позволяют в оценке этого поведения использовать равные со взрослыми стандарты. В поступках подростка, в большей степени, чем у взрослого, обозначены психофизиологические детерминанты (склонность к подражанию, неразвитость волевых процессов и др.). Однако для того, чтобы направлять свое поведение в социально одобряемое русло, необходимо не только иметь соответствующий уровень зрелости сознания и воли, но и , что важнее, быть осведомленным о содержании хотя бы минимума социальных норм. Незавершенность же процессов воспитания в несовершеннолетнем возрасте приводит к тому, что уровень и качество усвоения социальных норм все еще недостаточны.

Слишком многие несовершеннолетние не приучены соразмерять свое поведение с законом и мыслить правовыми категориями. Они реально не представляют социальную роль закона, его значимость как регулятора общественных отношений, а право рассматривают лишь как систему запретов. Для некоторых законы существуют только как средство пресечения преступлений. Правовая осведомленность в основном базируется на поверхностном и отрывочном знании уголовного законодательства. Подростки занижают размер правовой ответственности, не ведают о круге деяний, влекущих уголовное наказание. Уничтожение имущества, причинение телесных повреждений в ходе ссор, драк, отбирание вещей у сверстников они не относят к нарушениям закона, то есть к преступлениям, а рассматривают как «обычное дело».

Глава 3:

В случае осуждения несовершеннолетнего за преступление небольшой или средней тяжести он может быть освобожден от наказания с применением тех же мер, в которых говорилось при освобождении несовершеннолетнего от уголовной ответственности. Но при совершении преступления средней тяжести несовершеннолетний может быть освобожден от наказания также и в том случае, если будет признано, что цели наказания могут быть достигнуты только путем помещения его в специальное воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение для несовершеннолетних. Данная мера также является принудительной мерой воспитательного воздействия, однако она отличается от других мер своей особенной строгостью. Она является самостоятельной формой индивидуализации уголовной ответственности и состоит в изоляции несовершеннолетнего от общества путем помещения его в специальное воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение.

Несовершеннолетние, достигшие 14-летнего возраста, помещаются в специальное профессионально-технические училища или в лечебно-воспитательные учреждения (в случае, если несовершеннолетний страдает физическими или психическими недостатками либо заболеваниями, препятствующими его помещению в специальное профессионально-техническое училище: слепота, психическая отсталость и др.). Лица, страдающие наркоманией, в специальные учебно- и лечебно- воспитательные учреждения не направляются.

В специальных профессионально-технических училищах или в лечебно-воспитательных учреждениях несовершеннолетние находятся до достижения ими возраста 18 лет, но не более чем на три года.

Пребывание несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа прекращается до истечения срока установленного судом, если судом будет признано, что несовершеннолетний не нуждается более в применении данной меры. Продление срока допускается только по ходатайству несовершеннолетнего в случае необходимости завершения им общеобразовательной или профессиональной подготовки.

Специальные воспитательные и лечебно-воспитательные учреждения для несовершеннолетних не относятся к местам лишения свободы, пребывание в них не влечет за собой судимость.

Помещение несовершеннолетнего в специальное учреждение связано с существенными ограничениями его свободы передвижения, общения, установление специальных требований к учебе, организации труда или процесса лечения.

Заключение:

Итак, учитывая возрастную специфику, физическую и умственную незрелость, особенности психологии несовершеннолетних, общество не может предъявлять ему требования, равные с лицами зрелого возраста. В Уголовном Кодексе впервые систематизированы и выделены в специальный раздел нормы, регламентирующие уголовную ответственность несовершеннолетних.

Принимая решение о создании специальных норм в отношении ответственности несовершеннолетних, законодатель не мог не учитывать, что лица в возрасте от 14 до 18 лет, достигнув определенного развития, осознают фактический характер и общественную опасность своих действий и способны руководить ими, а следовательно – и отвечать за содеянное. Однако, уровень правовой культуры и правосознания у детей и подростков крайне низок. При анализе причин и условий, способствующих увеличению преступности подростков не учитываются такие важные факторы как правовая безграмотность, правовой нигилизм и цинизм. И поэтому правовое воспитание и просвещение, правовая культура должны быть решающими звеньями в системе мер, направленных на пресечение и предупреждение правонарушений несовершеннолетних.

Важное значение среди мер, принимаемых в борьбе с преступностью несовершеннолетних имеет институт освобождения от уголовной ответственности и наказания путем применения принудительных мер воспитательного воздействия, что в свою очередь является одной из особенностей уголовной ответственности несовершеннолетних. Но как показывает практика, данная мера не является эффективной. У подростка формируется мнение о безнаказанности за свои действия, он не чувствует тяжести за причиненный этими действиями вред. В конечном итоге несовершеннолетние в большинстве случаев систематически не исполняют назначенные им меры и совершают новые преступления. В свою очередь это побуждает государственные органы привлекать несовершеннолетних к уголовной ответственности и назначать им наказания.

Уголовный Кодекс содержит исчерпывающий перечень наказаний, ориентированный на несовершеннолетних. Из 13 видов наказаний к несовершеннолетним могут применяться всего 6. Но это в теории, а как же на практике?

Похожие работы на данную тему