Введение:
Проблема контроля государства и общества над преступным поведением подростков уже давно стала острой практически для всех стран мира. Преступность несовершеннолетних растет и приобретает все более жестокие формы. Мировое сообщество, обеспокоенное таким положением, еще в середине 80-х гг. прошлого столетия приняло «Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних». Эти правила рекомендуют странам – участникам ООН гуманное отношение к лицам, преступившим уголовный закон в несовершеннолетнем возрасте.
Устанавливая особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних, законодатель исходит, в первую очередь, из современных научных представлений о психофизиологических особенностях лиц, не достигших совершеннолетия. Физическая перестройка организма в переходный период, эмоциональная неустойчивость, неуравновешенность процессов возбуждения и торможения и целый ряд других факторов, непосредственно влияющих на социальное поведение подростка, не позволяют в оценке этого поведения использовать равные со взрослыми стандарты. В поступках подростка, в большей степени, чем у взрослого, обозначены психофизиологические детерминанты (склонность к подражанию, неразвитость волевых процессов и др.). Однако для того, чтобы направлять свое поведение в социально одобряемое русло, необходимо не только иметь соответствующий уровень зрелости сознания и воли, но и , что важнее, быть осведомленным о содержании хотя бы минимума социальных норм. Незавершенность же процессов воспитания в несовершеннолетнем возрасте приводит к тому, что уровень и качество усвоения социальных норм все еще недостаточны.
Слишком многие несовершеннолетние не приучены соразмерять свое поведение с законом и мыслить правовыми категориями. Они реально не представляют социальную роль закона, его значимость как регулятора общественных отношений, а право рассматривают лишь как систему запретов. Для некоторых законы существуют только как средство пресечения преступлений. Правовая осведомленность в основном базируется на поверхностном и отрывочном знании уголовного законодательства. Подростки занижают размер правовой ответственности, не ведают о круге деяний, влекущих уголовное наказание. Уничтожение имущества, причинение телесных повреждений в ходе ссор, драк, отбирание вещей у сверстников они не относят к нарушениям закона, то есть к преступлениям, а рассматривают как «обычное дело».
Глава 3:
В случае осуждения несовершеннолетнего за преступление небольшой или средней тяжести он может быть освобожден от наказания с применением тех же мер, в которых говорилось при освобождении несовершеннолетнего от уголовной ответственности. Но при совершении преступления средней тяжести несовершеннолетний может быть освобожден от наказания также и в том случае, если будет признано, что цели наказания могут быть достигнуты только путем помещения его в специальное воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение для несовершеннолетних. Данная мера также является принудительной мерой воспитательного воздействия, однако она отличается от других мер своей особенной строгостью. Она является самостоятельной формой индивидуализации уголовной ответственности и состоит в изоляции несовершеннолетнего от общества путем помещения его в специальное воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение.
Несовершеннолетние, достигшие 14-летнего возраста, помещаются в специальное профессионально-технические училища или в лечебно-воспитательные учреждения (в случае, если несовершеннолетний страдает физическими или психическими недостатками либо заболеваниями, препятствующими его помещению в специальное профессионально-техническое училище: слепота, психическая отсталость и др.). Лица, страдающие наркоманией, в специальные учебно- и лечебно- воспитательные учреждения не направляются.
В специальных профессионально-технических училищах или в лечебно-воспитательных учреждениях несовершеннолетние находятся до достижения ими возраста 18 лет, но не более чем на три года.
Пребывание несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа прекращается до истечения срока установленного судом, если судом будет признано, что несовершеннолетний не нуждается более в применении данной меры. Продление срока допускается только по ходатайству несовершеннолетнего в случае необходимости завершения им общеобразовательной или профессиональной подготовки.
Специальные воспитательные и лечебно-воспитательные учреждения для несовершеннолетних не относятся к местам лишения свободы, пребывание в них не влечет за собой судимость.
Помещение несовершеннолетнего в специальное учреждение связано с существенными ограничениями его свободы передвижения, общения, установление специальных требований к учебе, организации труда или процесса лечения.
Заключение:
Итак, учитывая возрастную специфику, физическую и умственную незрелость, особенности психологии несовершеннолетних, общество не может предъявлять ему требования, равные с лицами зрелого возраста. В Уголовном Кодексе впервые систематизированы и выделены в специальный раздел нормы, регламентирующие уголовную ответственность несовершеннолетних.
Принимая решение о создании специальных норм в отношении ответственности несовершеннолетних, законодатель не мог не учитывать, что лица в возрасте от 14 до 18 лет, достигнув определенного развития, осознают фактический характер и общественную опасность своих действий и способны руководить ими, а следовательно – и отвечать за содеянное. Однако, уровень правовой культуры и правосознания у детей и подростков крайне низок. При анализе причин и условий, способствующих увеличению преступности подростков не учитываются такие важные факторы как правовая безграмотность, правовой нигилизм и цинизм. И поэтому правовое воспитание и просвещение, правовая культура должны быть решающими звеньями в системе мер, направленных на пресечение и предупреждение правонарушений несовершеннолетних.
Важное значение среди мер, принимаемых в борьбе с преступностью несовершеннолетних имеет институт освобождения от уголовной ответственности и наказания путем применения принудительных мер воспитательного воздействия, что в свою очередь является одной из особенностей уголовной ответственности несовершеннолетних. Но как показывает практика, данная мера не является эффективной. У подростка формируется мнение о безнаказанности за свои действия, он не чувствует тяжести за причиненный этими действиями вред. В конечном итоге несовершеннолетние в большинстве случаев систематически не исполняют назначенные им меры и совершают новые преступления. В свою очередь это побуждает государственные органы привлекать несовершеннолетних к уголовной ответственности и назначать им наказания.
Уголовный Кодекс содержит исчерпывающий перечень наказаний, ориентированный на несовершеннолетних. Из 13 видов наказаний к несовершеннолетним могут применяться всего 6. Но это в теории, а как же на практике?