Введение:
В средствах массовой информации одно за другим появляются сообщения о взяточниках. По данным центра «Transparency International» Россия находится сейчас на одном из первых мест по уровню коррупции. Время от времени государство проводит кампании по борьбе со взяточничеством. Но принимаемые меры неэффективны. Коррупция остается серьезной проблемой. Как показал опрос представителей малого и среднего бизнеса, предприниматели считают продажность госслужащих одной из главных причин, препятствующих развитию их дела .
Коррупция вредна не только государству (множество мелких взяток дается, чтобы избежать налогов или уплаты таможенных пошлин), но и бизнесу: предприниматели привыкают давать взятки и приучают госслужащих их брать. В итоге складывается ситуация, когда вопрос с контролирующей или другой государственной организацией невозможно решить без взятки представителям власти. Как утверждают аналитики, предприниматели выплачивают российским госслужащим за год в виде взяток более 33 миллиардов долларов США. Эта цифра сравнима с доходной частью федерального бюджета.
В связи с приведенными выше фактами актуальность темы дипломного исследования является бесспорной.
Целью написания дипломной работы является проведение ретроспективного анализа уголовной ответственности за дачу взятки. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Дать криминологическую характеристику преступлениям, связанным с дачей взятки;
2. Дать уголовно-правовую характеристику преступлениям, связанным с дачей взятки;
Глава 5:
Внедрение коррупционных отношений в высшие эшелоны государственной власти РФ многократно усиливает их общественную опасность. В настоящее время система коррупционных связей, основанная на взяточничестве, обмене услугами, взаимной протекции, «тотальном» подкупе должностных лиц всех уровней, представляет реальную угрозу социально-экономическим преобразованиям в России. Она подрывает демократические устои государства, дискредитирует деятельность представительных органов власти. Приходится констатировать, что коррупция все активнее проникает в органы законодательной власти, чаще всего в депутатский корпус и выборную систему. По данным ГИЦ МВД России, в 2004 г. за совершение преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления к уголовной ответственности было привлечено 12 должностных лиц из различных органов представительной власти, в том числе 4 депутата (2 - по ст. 285 УК РФ, 2 - по ст. 286 УК РФ).
Признаками коррупционных проявлений в рассматриваемой сфере являются следующие факты: участие представителей органов государственной власти в неправомерных хозяйственно-финансовых операциях с целью занижения стоимости экспортируемых стратегически важных товарно-сырьевых ресурсов и, напротив, завышения стоимости импортируемой продукции низкого качества; выезды в престижные загранкомандировки за счет предпринимательских структур, контролируемых преступными сообществами, под предлогом обмена опытом, развития деловых связей, участия в симпозиумах и т.д. с оплатой самих поездок и выдачей на руки крупных валютных средств; включение в число соучредителей вновь создаваемых коммерческих предприятий родственников коррумпированных должностных лиц; создание возможности для их участия в перераспределительных отношениях (например, в приобретении на льготных условиях акций, выгодных в перспективе при их реализации); получение должностными лицами денежных средств с одновременным их перечислением на завуалированные счета в зарубежных банках, вложением в недвижимость в других странах; явное или завуалированное лоббирование представителями депутатского корпуса выгодных для преступных сообществ законопроектов.
Результаты оперативно-следственной практики свидетельствуют о том, что лидеры и активные участники организованных групп и преступных сообществ, имея прочные коррупционные связи, активно осваивают выборную систему, направляя материальные ресурсы в избирательные фонды своих представителей. Наиболее активные из них стремятся сами получить депутатский мандат, а вместе с ним и депутатскую неприкосновенность. В директивных документах МВД России в этой связи отмечается, что предотвратить процессы коррумпирования органов законодательной власти (а также органов исполнительной власти и местного самоуправления) не всегда удается в связи с отсутствием должной системы превентивных мер, надежного правового заслона влиянию криминальных структур на государственную власть.
Заключение:
Коррупция вредна не только государству (множество мелких взяток дается, чтобы избежать налогов или уплаты таможенных пошлин), но и бизнесу: предприниматели привыкают давать взятки и приучают госслужащих их брать. В итоге складывается ситуация, когда вопрос с контролирующей или другой государственной организацией невозможно решить без взятки представителям власти. Как утверждают аналитики, предприниматели выплачивают российским госслужащим за год в виде взяток более 33 миллиардов долларов США. Эта цифра сравнима с доходной частью федерального бюджета.
75% населения страны поддерживают коррупцию, раздавая взятки чиновникам. Таковы неутешительные выводы исследования Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), подготовленного к слушаниям в Государственной Думе, о государственной политике и стратегии противодействия коррупции. Депутаты и прокуроры убеждены, что борьба с коррупцией ведется сейчас бессистемно. По их мнению, ситуацию может исправить более понятное законодательство и жесткий контроль за доходами и, что самое существенное, за расходами граждан.
По данным ВЦИОМа, более трети россиян уверены, что коррупцией поражено все общество в целом. Главной причиной коррупции граждане считают слабость и неэффективность государства, а также жадность и аморальность российских чиновников. Первенство по коррумпированности россияне отдают местным властям (34%) и правоохранительным органам (30%). Следом расположились федеральная власть, правительство (22%) и судебная система (18%). А по данным газеты «Бизнес», предприниматели тратят на взятки чиновникам и проверяющим в среднем 8,9% среднемесячной прибыли.
Взяточничество – собирательный термин, охватывающий собой два самостоятельных состава должностных преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления – получение взятки и дачу взятки. Каждое из названных посягательств на указанные интересы в качестве оконченных деяний не может быть совершено само по себе, вне связи с другим преступлением. Они, следовательно, находятся относительно друг друга в положении так называемого необходимого соучастия, при котором отсутствие факта дачи взятки означает и отсутствие ее получения. Поэтому предложение должностному лицу материаль¬ных ценностей или имущественных выгод, оставление ценностей в столе или в одежде должностного лица, отправление по почте в письме или посылке и даже передача их родственникам должност¬ного лица или посреднику во взяточничестве со стороны долж¬ностного лица, если за этим не последует принятие последним взят¬ки, нужно квалифицировать не как оконченное преступление, а как покушение на дачу взятки .