Введение:
В современных экономических условиях деятельность любого
хозяйствующего субъекта является предметом внимания определенного круга участников рыночных отношений, прямо или косвенно с ним связанных. На основе доступной информации заинтересованные лица стремятся оценить положение организации на рынке, ее конкурентоспособность, финансовую устойчивость. Инвесторы, способные вложить средства в развитие предпринимательства, заинтересованы в получении надежной информации о финансовом благополучии организации, экономическое развитие которой гарантирует получение реальной выгоды.
Деятельность организации характеризуется бухгалтерской отчетностью, формирующейся на основе данных бухгалтерского учета, имеющего в своей основе ряд основополагающих принципов, которые образуют логический костяк национальных стандартов бухгалтерского учета. Стандарты не являются неизменными, они корректируются, что связано с изменением экономических реалий, а также характера тех или иных учетных показателей. Вместе с тем, хозяйственная практика в различных секторах часто меняется, находится в постоянной динамике, формируются новые направления и целые отрасли экономической деятельности, типы хозяйственных операций, для которых стандарты еще не разработаны. В этих случаях отражение ряда важнейших показателей бухгалтерского учета и отчетности основывается непосредственно на принципах бухгалтерского учета, служащих в конечном итоге определенной гарантией интересов пользователей бухгалтерской отчетности.
Глава 3:
Например, магазин розничной торговли гарантирует возврат денежных средств в случае, если клиент не удовлетворен покупкой. Выручка в таких случаях признается в момент совершения продажи, если продавец может надежно оценить будущие возвраты и принимает на себя обязательства по возможным будущим возвратам на основе предыдущего опыта и других соответствующих факторов.
Для достоверного отражения в учете дохода нами предлагается создавать резерв по возможным возвратам проданного товара, что в полной мере соответствует принципу осмотрительности. Величину резерва предлагаем определять на основе имеющегося у организации опыта продажи каждого вида товара.
Например, в целях привлечения покупателей розничный магазин по продаже косметической продукции ООО «Эллада» гарантирует возврат денежных средств, если проданный товар вызвал у покупателя аллергическую реакцию, подтвержденную справкой медицинского учреждения. Имеющийся опыт работы выявил, что в среднем 0,5% покупателей пользуются предоставленной им возможностью возврата товара в случае индивидуальной непереносимости входящих в состав продукции ингредиентов. В октябре 2001 года магазин продал товар на сумму 4.785.900 руб. себестоимостью 3.272.500 руб. Резерв по возврату товара составит: (4785900 — 3272500) х 0,5% = 7567 руб. (на счетах бухгалтерского учета оформлены следующие записи - таблица З.2.1.).
В соответствии с заключенными договорами, организация может принять на себя обязательство по гарантийному обслуживанию, что продиктовано, в частности, требованиями статьи 470 Гражданского Кодекса, статьи 5 Закона РФ «О защите прав потребителей». Сам факт образования соответствующего резерва не предполагает, что требования на гарантийное обслуживание со стороны клиентов будут предъявлены, резерв по
102
гарантийному обслуживанию страхует организацию от возможных будущих
потерь.
Заключение:
В результате проведенного нами исследования установлено, что в настоящее время отсутствует единая система взглядов на то, какие положения следует определить в качестве принципов бухгалтерского учета, под которыми мы понимаем основное, исходное положение, в соответствии с которым формируется информация в системе бухгалтерского учета. Принципы бухгалтерского учета взаимодействуют друг с другом и не могут рассматриваться изолированно, что отражено на рисунке 1.1.1. «Принципы бухгалтерского учета».
Среди принципов бухгалтерского учета специалисты выделяют принцип осмотрительности - положение, предполагающее введение в учетную практику определенной осторожности, осмотрительности в признании и оценке активов и пассивов, доходов и расходов организации с целью обеспечения заинтересованных пользователей бухгалтерской отчетности объективной информацией для принятия взвешенных управленческих решений в условиях неопределенности таким образом, что бы активы и доходы не были необоснованно завышены, а обязательства и расходы — занижены.
Нами установлено, что принцип осмотрительности по разному сказывается на интересах участников хозяйственных процессов и пользователей бухгалтерской отчетности. Интересы пользователей бухгалтерской отчетности в отношении использования принципа осмотрительности не только различны, но порой и противоположны, что отражено в таблице 1.1.1. «Отношение к принципу осмотрительности пользователей бухгалтерской отчетности». Результат взаимодействия различных сил, так или иначе заинтересованных в результатах деятельности организации и участвующих тем или иным образом в хозяйственном процессе, оказывают влияние на полноту применения принципа осмотрительности в бухгалтерском учете.