Введение:
Актуальность темы
Деятельность любого хозяйствующего субъекта неразрывно связана с использованием имущественных ценностей, относимых к объектам основных средств.
На организацию возлагаются обязанности по ведению бухгалтерского и налогового учета указанных объектов, а также организация их учета на основе Положения по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль" ПБУ 18/02 (утверждено приказом МинФина России от 19 ноября 2002 г. № 114н).
С появлением множества нормативных документов значительно осложнилась организация достоверного и правильного бухгалтерского и налогового учета основных средств. Такая организация оказывается под силу только высококвалифицированным специалистам при условии изучения множества других нормативных документов в данной области.
Наибольшие трудности в деятельности работников бухгалтерских служб вызывают вопросы налогообложения операций с основными средствами, в частности вопросы учета налога на добавленную стоимость и налога на прибыль на различных стадиях движения основных средств (от стадии поступления до стадии их выбытия из организации).
Эти трудности обусловлены тем, что во многих разъяснениях именно сложные вопросы налогообложения не находят своего отражения.
В настоящей работе особое внимание уделено проблемам учета особенностей бухгалтерского и налогового учета объектов основных средств на различных стадиях их движения.
Целью данной работы является раскрытие отличий бухгалтерского учета поступления и выбытия основных средств от налогового учета. Для чего в работе поставлены и решены следующие задачи:
1. Рассмотреть и обобщить законодательную базу учета приобретения и выбытия основных средств,содержащую нормы законов, регулирующие правоотношения организации с другими организациями, их применение на практике в зависимости от способов поступления или выбытия основных средств, нормы различных положений по бухгалтерскому учету и методических указаний в части оценки основных средств, анализ и особенности их применения на практике для отражения в бухгалтерском учете операций по поступлению и выбытию основных средств;
2. Исследовать порядок бухгалтерского учета в соответствии с правилами и нормами Плана счетов бухгалтерского учета и Инструкцию по его применению, позволяющие правильно отражать в бухгалтерском учете затраты организации при поступлении основных средств, доходы и расходы организации при выбытии основных средств и др.;
Глава 3:
ЗАО "Деловой центр НИКойл" в марте 2004 года реализовало мебель. Продажная цена объекта составила 90000,00 рублей. Первоначальная стоимость мебели 150000,00 рублей. Остаточная стоимость в бухгалтерском и налоговом учете составляет 57500,00 рублей. Данное выбытие объектов основных средств оформляется следующими документами:
- акт о приеме-передаче объекта основных средств по форме №ОС-1;
- счет-фактура, счет на реализованный объект основных средств.
Данное выбытие основных средств оформляется следующими проводками:
Дебет 62 – Кредит 91 – 90000,00 рублей – отражена продажная стоимость объекта основных средств;
Дебет 91 – Кредит 68 – 13728,81 рублей – начислен НДС со стоимости реализованной мебели;
Дебет 01 – Кредит 01 – 150000,00 рублей – списана первоначальная стоимость объекта основных средств;
Дебет 02 – Кредит 01 – 92500,00 рублей – списана сумма амортизации, начисленная по объекту основных средств;
Дебет 91 – Кредит 01 – 57500,00 рублей – списана остаточная стоимость объекта основных средств;
Дебет 91 – Кредит 99 – 32500,00 рублей – определен финансовый результат(прибыль) от продажи основного средства.
10. ЗАО "Деловой центр НИКойл" безвозмездно передает некоммерческой организации объект основных средств - мебель, рыночная стоимость которой 118000,00 рублей, в том числе НДС – 18000,00 рублей.
Остаточная стоимость передаваемого объекта основных средств 100000,00 рублей(первоначальная стоимость 180000,00 рублей, сумма накопленной амортизации 80000,00 рублей).
Данное выбытие объекта основных средств оформляется следующими документами:
- договор дарения и письменное сообщение (авизо) принимающей организации о принятии к бухгалтерскому учету объекта основных средств;
- акт о приеме-передаче объекта основных средств по форме №ОС-1;
- счет-фактура, счет на реализованный объект основных средств.
Данное выбытие основных средств оформляется следующими проводками:
Дебет 01 – Кредит 01 – 180000,00 рублей – списана первоначальная стоимость объекта основных средств;
Дебет 02 – Кредит 01 – 80000,00 рублей – списана сумма амортизации, накопленной по объекту основных средств в момент реализации;
Дебет 91 – Кредит 01 – 100000,00 рублей – списана остаточная стоимость безвозмездно переданной мебели;
Дебет 91 – Кредит 68 – 18000,00 рублей – начислен НДС от рыночной стоимости безвозмездно переданной мебели;
Дебет 99 – Кредит 91 – 118000,00 рублей – определен финансовый результат (убыток) от безвозмездной передачи мебели.
Указанные расходы учитываются для целей бухгалтерского учета, в налоговом учете полученный убыток в сумме 118000,00 рублей не учитывается в целях определения налоговой базы при исчислении налога на прибыль.
При безвозмездной передачи объектов основных средств расходы в виде остаточной стоимости этих объектов признаются для целей бухгалтерского учета в полной сумме в текущем отчетном периоде, а в налоговом учете указанные расходы не учитываются в целях налогообложения прибыли как отчетного, так и последующих отчетных периодов.
Заключение:
В данной работе рассмотрен процесс движения основных средств в организации в разрезе бухгалтерского и налогового учета.
Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы и предложения:
1. Все операции по движению основных средств должны оформляться первичными учетными документами, на основании которых ведется их бухгалтерский учет. Правильное и своевременное оформление операций, отражающих движение основных средств, позволяет предупредить различные ошибки и нарушения в учете.
2. Рассмотренные выше различия между бухгалтерским и налоговым учетом объектов основных средств при их поступлении приводят к возникновению различной первоначальной стоимости этих объектов, вследствие чего возникают отличия при начислении амортизации (определение базы при начислении амортизации) и принятия расходов в целях налогообложения прибыли.
3. Различия в бухгалтерском и налоговом учете объектов основных средств приводят к различным порядкам признания доходов и расходов организации, вследствие чего могут возникнуть проблемы с определением налоговой базы для исчисления налога на добавленную стоимость при реализации объекта основных средств или выбытия его по договору мены;
4. Для уменьшения трудоемкости оформления операций по поступлению объектов основных средств, начислению налога на добавленную стоимость при выбытии объектов основных средств (определению налоговой базы), определению остаточной стоимости в целях налогового и бухгалтерского учета предлагается максимально приблизить данные два вида учета в организации, причем это должно быть осуществлено на законодательном уровне.