Введение:
Рыночная экономика создала широкие возможности для осуществления различной предпринимательской деятельности. А следовательно, и благоприятные условия для возникновения большого числа новых вопросов в сфере ведения бухгалтерского учета.
В процессе функционирования каждого предприятия возникают вопросы, связанные с расчётами с подотчётными лицами и с персоналом по прочим операциям. В основном, это закупка товарно-материальных ценностей, служебные командировки, различные удержания с сотрудников и т.п.
В повседневной деятельности у организаций часто возникает необходимость приобретения материальных ценностей, а также различных работ, услуг не только по безналичному расчету, но и за наличные деньги. В таких случаях обычно работнику выдаются наличные денежные средства под отчет для выполнения определенных действий по поручению организации. Бухгалтерский учет расчетов с подотчетными лицами и с персоналом по прочим операциям освещен в научных издания и специализированных журналах довольно подробно, да и в бухгалтерском учете операции по расчетам с подотчетными лицами и с персоналом по прочим операциям отражаются достаточно просто.
Тем не менее, практика аудиторских проверок показывает, что из всех проверяемых объектов наибольшее количество ошибок и нарушений допускается при расчетах с подотчетными лицами вследствие небрежного ведения бухгалтерского учета и отсутствия контроля за расчетами с сотрудниками. Часто руководители и бухгалтера не уделяют должного внимания данному разделу учета.
Тема расчетов предприятий с сотрудниками, выезжающими в служебные командировки, как по России, так и в другие страны, достаточно хорошо изучена и освещена в экономической прессе и специальных изданиях. К тому же командировочные расходы относятся к категории затрат предприятия, которые постоянно находятся под пристальным вниманием проверяющих органов. На этом объекте учете замыкается комплекс вопросов, связанных с отражением в бухгалтерском учете и налогообложении.
Так как расчеты по командировкам составляют значительную часть раздела учета с подотчетными лицами и с персоналом по прочим операциям, то можно сказать, что практически каждый бухгалтер сталкивается с проблемой правильного учета и налогообложения командировочных расходов. При этом часто возникают вопросы, в частности, что считать служебной командировкой; каков порядок командирования сотрудников предприятия, работающих по совместительству или выполняющих работу по договорам гражданско-правового характера; какими нормативными документами, затрагивающими вопросы командировочных расходов, необходимо руководствоваться в настоящее время.
Опыт проведения аудиторских проверок показывает, что на практике возникает более широкий спектр проблем учета и налогообложения, чем описывается в нормативных документах, в данной выпускной квалификационной работе приведены примеры частных специфических вопросов.
Что касается расчетов с персоналом по прочим операциям, то, счет 73 иногда используется предприятием в своей финансово-хозяйственной деятельности, это больше касается крупных организаций. Тем не менее необходимо привести некоторую информацию и по таким операциям.
Глава 3:
Согласно а/о в июне Венцловскому А.В. возмещены расходы по командировке в сумме 4500 руб. В нарушение п.2 Инструкции о служебных командировках № 62 к а/о не приложено командировочное удостоверение. Согласно п.6 вышеназванной Инструкции фактическое время пребывания в месте командировки определяется по отметкам в командировочном удостоверении.
Таким образом, завышена себестоимость в сумме 4500 руб.
По а/о Самсонову В.Б. возмещены расходы по командировке продолжительностью 2 суток. Документы, подтверждающие оплату найма жилого помещения, отсутствуют. В соответствии с п. 10 Инструкции № 62 командированному работнику возмещаются расходы по найму жилого помещения.
Представительские расходы возмещены по а/о № 541 Фирсова С.В., в феврале в сумме 1050 руб., по а/о № 174 от 16.01.05 Симонова Л.В. в сумме 580 руб., а/о № 120 Смирнова Г.М. в сумме 750 руб. и др.
В учете отражено: Дт 26 Кт 71.
Для целей налогообложения представительские расходы принимаются в пределах, установленных законодательством. Включение представительских расходов в себестоимость разрешается при наличии оправдательных документов.
На предприятии составлена только программа проведения совещаний. Таким образом, оснований для отнесения данных расходов на себестоимость услуг нет. При наличии сметы и правильно оформленных документов эти суммы могут быть отнесены на себестоимость.
Предприятие оплачивает расходы по обслуживанию квартиры по адресу: Хорошевское шоссе, д. 15, кв. 49 (жилой фонд). По а/о № 234 Чайкина А.А. в феврале оплачено за подключение газовой плиты по указанному адресу в сумме 550 руб. (в т.ч. НДС 84 руб.); по а/о № 300 от 10.03.05 оплачено за изготовление ключей для служебной квартиры в сумме 50 руб.
Заключение:
Современный бухгалтерский учет представляет собой важную составляющую управленческой системы предприятия. Наличие достоверной и полной информации обо всех операциях на предприятии позволяет всем участникам рыночных отношений принимать обоснованные управленческие решения, поэтому так важна в современной ситуации аудиторская деятельность. Руководители различных уровней на основе данных бухгалтерского учета и отчетности предприятия получают возможность оценивать результаты выполнения планов и ранее принятых решений, анализировать ошибки, выявлять сильные и слабые стороны предприятия, а также принимать управленческие решения для дальнейшего развития предприятия и избежания кризисных ситуаций. Собственники предприятия на основе бухгалтерской информации получают возможность оценивать эффективность деятельности и целесообразность сохранения или изъятия своих вложений. Иногда аудит финансово-хозяйственной деятельности организации проводится именно по требованию собственников. Потенциальные инвесторы, пользуясь бухгалтерской информацией, представленной в отчетности и аудиторском заключении, изучают альтернативные варианты вложения своих средств с целью выбрать наиболее выгодный, устойчивый и прибыльный способ осуществления инвестиций. Кредиторы на основе бухгалтерских и аудиторских данных получают возможность оценивать кредитоспособность клиента, сходя из которой будут устанавливать кредитный условия. Даже рядовые работники организации могут получить определенную пользу от изучения данных бухгалтерского учета и аудита, а также и повлиять на них. Учитывая вышеизложенное можно отчетливо представить, какое важное место в деятельности предприятия занимает бухгалтерский учет и аудит. Такой раздел бухгалтерского учета как расчеты с подотчетными лицами и с персоналом по прочим операциям также играет немаловажную роль для деятельности организации.
В настоящей выпускной квалификационной работе были рассмотрены вопросы по аудиту расчетов с подотчетными лицами и с персоналом по прочим операциям. Данный раздел является неотъемлемой частью системы бухгалтерского учета практически каждого предприятия, содержит в себе огромное количество первичных документов, а следовательно, оказывает существенное влияние на правильность отражения фактов хозяйственно-экономической деятельности в отчетности организации. Учет расчетов с подотчетными лицами и с персоналом по прочим операциям тесно связан с другими разделами учета, такими как кассовые операции, учет расчетов по оплате труда и др., поэтому какие-либо искажения в данном разделе учета влекут за собой неправильное отражение операций и в других разделах бухгалтерского учета.
Во время аудиторской проверки расчётов с подотчётными лицами и с персоналом по прочим операциям, аудитору приходится учитывать наряду с общими моментами специфические аспекты, касающиеся, например, непосредственно аудита кассовых операций и т.п. На больших предприятиях объем работы по проверке расчётов с подотчётными лицами и с персоналом по прочим операциям может быть очень большим. Поэтому необходимо стремится по возможности сокращать время проведения проверки, но при этом качество проверки не должно быть хуже.