Введение:
Правовое регулирование отношений, связанных с существованием коммерческой тайны, стало формироваться в Российской Федерации с переходом страны к рыночной экономике. Создание первых совместных предприятий с участием иностранного капитала выявило проблемы в сфере правового регулирования и защиты права на коммерческую тайну в СССР. Вопросы обмена деловой конфиденциальной информацией и охраны торговых секретов частично были решены в Соглашениях между СССР и США, подписанных в 1990 г., о научно-техническом сотрудничестве в области мирного использования атомной энергии в торговых отношениях.
Впервые право на коммерческую тайну и ее защиту было закреплено в ныне утративших силу Законе СССР от 4 июня 1990 г. N 1529-I "О предприятиях в СССР" (ст. 33), Законе РСФСР от 25 декабря 1990 г. N 445-I "О предприятиях и предпринимательской деятельности" (ст. 28), Законе РСФСР от 24 декабря 1990 г. "О собственности в РСФСР" (ст. 2). Позднее был принят Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-I "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", установивший, что разглашение коммерческой тайны является одной из форм недобросовестной конкуренции. Кроме названных основополагающих Законов рыночной экономики и с учетом конституционных основ права на информацию были приняты и другие нормативные правовые акты, которые составили правовую базу развития законодательства Российской Федерации в этой сфере.
Важным этапом развития российского законодательства о коммерческой тайне стало принятие части первой ГК РФ, где впервые информация была определена как самостоятельный объект гражданских прав (ст. 128), а также указаны общие условия отнесения ее к коммерческой тайне (ст. 139). Большое влияние на формирование правового механизма регулирования коммерческой тайны оказал Федеральный закон от 25 января 1995 г. N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации", который по праву считается базовым в области информационных правоотношений. В названном Законе впервые был установлен порядок документирования информации, закреплено право собственности на документированную информацию, определен порядок правовой охраны и защиты информации.
Кроме названного Закона действует ряд других нормативных правовых актов, отдельные нормы которых посвящены регулированию информационных отношений, но они в основном имеют декларативный, отсылочный характер, к тому же многие из них противоречивы. Долгое время в стране не было единого закона прямого действия, регулирующего порядок отнесения информации к коммерческой тайне, права и обязанности субъектов правоотношений, связанных с коммерческой тайной, правила гражданского оборота такой информации и ее правовой защиты. Нельзя сказать, что такая работа не велась. Попытки разработать такой акт предпринимались еще в советское время. Весьма серьезным, заслуживающим внимания является, в частности, проект "Закона СССР о коммерческой тайне", подготовленный В.А. Рубановым .
Глава 3:
Квалифицирующими признаками ч. 2, 3, 4 ст. 183 УК РФ являются корыстная иная личная заинтересованность, незаконность разглашения (в статье - "без согласия владельца"), причинение крупного ущерба, при прямом умысле. Под корыстными целями и мотивами виновного понимаются его стремление получить материальную выгоду, личная сознательная заинтересованность в причинении крупного ущерба, а также месть, зависть, обида. Ущерб может выражаться в убытках, понесенных обладателем разглашенной коммерческой тайны, сокращении числа его клиентов и т.д. Определенное сомнение вызывает понятие "без согласия владельца". Мы солидарны с точкой зрения Фатьянова А.А., Скуратова Ю.И., Лебедева В.М. , согласно которой "согласие владельца не может устранить незаконность разглашения или использования коммерческой или банковской тайны, если такое разглашение или использование запрещено действующими нормативно-правовыми актами или затрагивает законные права и интересы других лиц". В связи с этим следует принять ряд нормативно-правовых актов, четко устанавливающих перечень таких сведений.
ФЗ "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем" помимо расширения объекта преступления введена ч. 4 ст. 183 УК РФ, согласно которой деяние должно повлечь тяжкие последствия. К сожалению, законодателем не определено понятие "тяжкие последствия", они отнесены на усмотрение суда. С одной стороны, данный поход является правильным, поскольку нельзя определить стоимость утраченной информации, имеющую одинаковую ценность для различных субъектов деятельности. Но, с другой стороны, достаточно сложно доказать как наличие данного преступления, так и его последствия. Поэтому, по нашему мнению, должны быть выделены признаки тяжких последствий и законодательно закреплено данное понятие.
Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РФ" ужесточены санкции, в частности, максимальный срок лишения свободы увеличен с 3 до 10 лет, а также введен новый вид наказания - лишение права занятия определенной должности и заниматься определенной деятельностью. Таким образом, несмотря на то что лицо за разглашение сведений конфиденциального характера, вероятнее всего, будет уволено (на основании подп. "в" п. 6 ст. 81 ТК), оно также понесет уголовное наказание, которое является наиболее сильной мерой воздействия.
Предположим, что вы, являясь работником какой-либо фирмы, разглашаете сведения из ее устава или учредительного договора (например, о составе учредителей). В данном случае никакой ответственности вы не понесете, вне зависимости от наличия пункта о неразглашении в вашем трудовом договоре (контракте), так как данные сведения не относятся к информации, составляющей коммерческую тайну.
Совсем другая ситуация, когда вы расскажете конкурирующей фирме (например, за вознаграждение) о попадающих под определение коммерческой тайны условиях договора вашего предприятия со своими партнерами. В этом случае вы можете быть уволены по подп. "в" п. 6 ст. 81 ТК РФ, привлечены к материальной ответственности по ст. 243 ТК РФ, к ответственности по ст. 183 УК РФ. А администрация фирмы-конкурента, заплатившая вам за разглашение тайны, может быть привлечена к ответственности по ст. 204 УК РФ "Коммерческий подкуп" (если вы выполняли у себя управленческие функции), либо по ст. 291 УК РФ "Дача взятки".
Как видим, за разглашение охраняемых законом сведений в российском законодательстве установлены различные виды юридической ответственности - гражданско-правовая, материальная, дисциплинарная, административно-правовая и уголовно-правовая. Соответственно привлечение лица к тому или иному виду ответственности зависит от оснований и порядка приобретения им охраняемой законом информации. Однако доказать на практике само наличие правонарушения и размер причиненного ущерба достаточно сложно, в связи с чем полагаем, что законодателю необходимо установить более четкий круг дефиниций в кодифицированных законодательных актах, порядок определения нанесенного ущерба, а также устранить противоречия, возникающие при толковании правовых норм.
Заключение:
Итак, законодательство Российской Федерации о коммерческой тайне состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона РФ от 29 июля 2004 года № 98-ФЗ «О коммерческой тайне», других федеральных законов.
В соответствии со ст.3 Закона о коммерческой тайне коммерческая тайна - конфиденциальность информации, позволяющая ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду; информация, составляющая коммерческую тайну, - научно-техническая, технологическая, производственная, финансово-экономическая или иная информация (в том числе составляющая секреты производства (ноу-хау)), которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании и в отношении которой обладателем такой информации введен режим коммерческой тайны;
Необходимо заметить, что указанные определения понятий даны в целях этого Закона. Это означает, что их формулировки могут не совпадать по содержанию с формулировками аналогичных терминов, которые содержатся в иных нормативных правовых актах.
Данный аспект (имеется в виду не только Закон) отмечается многими юристами как негативный. В связи с этим предлагается вносить в законодательные акты, содержащие формулировку "для целей настоящего Закона", изменение, устанавливающее, что определения основных понятий, содержащихся в данном акте, обязательны для органов государственной власти и управления, издающих нормативные правовые акты.
Вместе с тем в этом Законе упущен, как представляется, частноправовой подход к определению коммерческой тайны. В соответствии со ст. 128 ГК РФ информация является объектом гражданских прав, кроме той ее части, которая исключена из гражданского оборота (например, государственная тайна). В ст. 139 ГК РФ указаны условия, при выполнении которых в отношении информации может быть установлен правовой режим служебной и коммерческой тайны. Институт коммерческой тайны призван защищать частноправовые интересы лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью (ст. 2 ГК РФ) с целью получения прибыли. Такими лицами являются коммерческие организации (п. 1 и 2 ст. 50 ГК РФ) и индивидуальные предприниматели (ст. 23 ГК РФ), а не любые лица, как это следует из определения понятия "обладатель информации, составляющей коммерческую тайну" (п. 4 ст. 3 Закона). Далее, в п. 2 ст. 3 перечислены виды информации, которые при определенных условиях составляют коммерческую тайну с указанием "...или иная информация...". Получается, что в принципе это может быть любая информация, которая обращается в рамках хозяйствующего субъекта, включая и компьютерную информацию, охраняемая в режиме "коммерческая тайна". Думаю, если принять наши доводы, то можно говорить о том, что коммерческую тайну составляет любая коммерчески значимая информация, определяемая и защищаемая коммерческой организацией или индивидуальным предпринимателем на законном основании, используемая указанными лицами в предпринимательской деятельности с целью получения прибыли.