Введение:
Предметом настоящей работы является рассмотрение средств регулирова-ния, находящихся в ведении ЦБ РФ. Основное внимание уделено тем уникаль-ным средствам регулирования, которыми наделен ЦБ РФ в силу своего особого статуса. Речь идет, в первую очередь, об административных и чрезвычайно действенных экономических методах регулирования, которыми располагает ЦБ РФ. Предмет настоящей работы тесно связан с экономическими категориями, что делает его значительно ближе к реальной жизни. Это как раз тот случай, ко-гда экономические законы непосредственно воплощаются в правовых нормах.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что именно грамотная надзорная политика Центрального банка Российской Федерации позволяет гиб-ко регулировать свои взаимоотношения с кредитными организациями. В со-временной экономике ЦБ РФ позволяет коммерческому банку, опираясь на ус-тановленные нормативы, самим выбирать контрагентов, манипулировать таки-ми важными показателями, как ставки по депозитам и проценты по кредитам, могут определять сроки и суммы кредитования. Таким образом, банки могут управлять своей ликвидностью, прибыльностью и другими финансовыми пока-зателями, которые в конечном итоге показывают, насколько надежен и стаби-лен банк.
В данной работе отмечается, что банковский контроль – это надзор в бан-ковской сфере. Со стороны ЦБ РФ используются в первую очередь экономиче-ские методы управления и только при их исчерпании (в отдельных случаях) административные. Так, с учётом складывающейся ситуации в экономике ЦБ РФ регулирует деятельность коммерческих банков посредством использования такого комплекса экономических методов, как:
1. Изменение норм обязательных резервов, размещаемых коммерческим банком в Центральном банке Российской Федерации
2. Изменение объёма кредитов, предоставляемых ЦБ РФ коммерческому банку, а так же процентных ставок по кредитам
3. Проведение операций с ценными бумагами и иностранной валютой
4. Изменение обязательных нормативов деятельности банков.
Наряду с экономическими методами, посредством которых ЦБ РФ регули-рует деятельность коммерческих банков, им могут использовать¬ся в этой об-ласти и административные методы.
Так, в частности, при крайне неблагоприятном состоянии денежно¬го обра-щения, наличии активных инфляционных процессов в экономи¬ке ЦБ РФ в це-лях улучшения положения в этой области может прово¬дить более жесткие ме-роприятия, носящие административный характер, посредством ограничения объема кредитных вложений коммерческих банков, установления предельных размеров и процентных, ставок по вы¬даваемым ими кредитам.
Глава 3:
Предлагается законодательно установить порядок проведения инспекци-онных проверок аналогично тому, как это предусмотрено Налоговым кодексом Рос¬сийской Федерации. А именно:
– Банк России не вправе проводить две проверки кредитной организа-ции и более по одним и тем же вопросам за один и тот же период. При этом провер¬кой могут быть охвачены только три календарных года деятельности кредитной организации, предшест¬вующие году проведе-ния проверки.
– Проведение Банком России повторных проверок кредитных организа-ций за уже проверенный период деятельности разрешается только в случаях, когда такая проверка проводится в связи с реорганизацией или ликвидацией кредитной организации.
Назрела также необходимость более четкой ко¬ординации проверок кре-дитных организаций, проводимых в системе Банка России. При этом важно от-метить, что комплексная инспекционная провер¬ка кредитной организации, ко-торая должна включать, в том числе и проверки валютных операций, перечис-ления в фонд обязательных резервов, цен¬ных бумаг, - это основа всей инспек-ционной дея¬тельности Банка России.
Вместе с тем нельзя не заметить того, что в практике организации прове-рок на территориальном уровне не все благополучно. Прежде всего, пока не удалось избежать параллелизма в действиях различных подразделений, кото-рые наделены полномочиями на проведение проверок кредитных организаций по вопросам, отнесенным к их компетенции.
В ряде регионов наблюдается картина сверхинтенсивной проверочной деятельности, в связи с чем мы вынуждены этот процесс внимательно контро-лировать и адекватно реагировать на ситуации: проверки не должны быть фор-мальными, количество проводимых проверок не должно возрастать в ущерб их качества.
В Департаменте инспектирования кредитных организаций завершается формирование системы кураторов из числа его главных специалистов и руко-водителей управлений (отделов). Одной из со¬ставляющих их работы является экспертный анализ актов инспекционных проверок, поступающих в Департа-мент инспектирования из территориальных учреждений Банка России. Про-должается разви¬тие этой работы в тесном взаимодействии с подраз¬делениями инспектирования территориальных уч¬реждений, преследуя при этом главную цель - обес¬печение высокого качества инспекционных проверок. Валовой пока-затель работы инспекции - это вчераш¬ний день, качество проверок - это показа-тель эффек¬тивности деятельности инспекции в настоящее время.
Одним из важных аспектов повышения качест¬ва инспекционных прове-рок является координация и организация комплексных проверок кредитных ор¬ганизаций на межрегиональном уровне.
Проверку кредитной организации можно счи¬тать комплексной и отве-чающей современным тре¬бованиям только в том случае, если она проводится одновременно и в головной конторе, и в регионах, где находятся филиалы.
B связи этим, при проведении комплексных проверок кредитных органи-заций, необходимо ак¬тивно привлекать специалистов подразделений инспекти-рования тех регионов, в которых находятся филиалы проверяемой кредитной организации.
Заключение:
Центральный банка РФ как орган, регулирующий деятельность коммер-ческих организаций играет в банковской системе важную роль - обеспечивает без¬опасность и здоровье банковской системы, предотвращение ее неста¬бильности.
В дипломной работе рассмотрены теоретические аспекты регулирования и управления деятельности коммерческих банков со стороны ЦБ РФ, более де-тально рассмотрены нормы обязательных резервов, учётная ставка по кредитам, лицензирование банковской деятельности, финансовая и бухгалтерская отчёт-ность банка. В рамках первого раздела также уделено внимание нормативно-правовой базе, необходимости и значению банковского надзора.
В ходе написания работы проанализирована текущая ситуация банков-ского надзора в стране и регионах, а также изучена деятельность конкретного субъекта банковской системы – ОАО «Инкасбанк» в области установленных Центробанком обязательных нормативов.
По итогам исследования, проведенного в дипломной работе, можно ска-зать о том, что в деятельности объекта дипломной работы ОАО «Инкасбанк» можно отметить как позитивные, так и негативные тенденции. К положитель-ным моментам в работе банка можно отнести постоянно расширяющуюся кли-ентскую базу, рост доходов, привлеченных средств, соответствие установлен-ным нормативам, положительное аудиторское заключение и т.д. Однако необ-ходимо обратить внимание на показатели ликвидности, выполненые с солид-ным запасом. С одной стороны это может говорить о стабильной работе банка, а с другой о не использовании возможностей, поэтому необходимо помнить о том, что прибыль работы банка тем выше, чем ближе значение показателей его работы к предельным границам.
В работе был обозначен ряд проблем (Приложение Е) , стоящих в на-стоящее время перед российскими банками. В их числе можно выделить:
1. Внедрение в надзорную практику института кураторов кредитных организаций.