Введение:
Бюджетные организации по сути своей являются некоммерческими организа-
циями, поэтому основным источником дохода для них является не выручка, а
средства целевого финансирования, которые могут быть использованы только на
установленные цели.
Бухгалтерская отчетность в бюджетных организациях имеет свои специфические особенности, обусловленные законодательством о бюджетном устройстве и бюджетном процессе, инструкцией по бухгалтерскому учету в учреждениях и организациях, состоящих на бюджете, утвержденной приказом Минфина РФ от 30 декабря 1999г №107н. К этим особенностям нужно отнести:
-организацию учета в разрезе статей бюджетной классификации;
-контроль исполнения сметы расходов;
-выделение в учете кассовых и фактических расходов;
-отраслевые особенности учета в учреждениях бюджетной сферы (здравоохранения, образования, науки).
Специфические особенности бухгалтерской отчетности в бюджетных организациях вызывают необходимость дополнить общие задачи бухгалтерского учета более конкретными, как, например, точное исполнение утвержденного бюджета, соблюдение финансово-бюджетной дисциплины, мобилизация средств в бюджет. Завершающим этапом учетного процесса является бухгалтерская отчетность как элемент метода бухгалтерского учета. В ней более детально в специальных формах рассматривается имущественные и финансовые положение организации, результаты ее хозяйственной деятельности за отчетный период.
Переход нашей страны к рыночной экономике повышает роль бухгалтерского учета и отчетности в ее управлении. Это связано с расширением круга субъектов, принимающих экономические, инвестиционные решения и опирающихся при этом на данные бухгалтерского учета и отчетности.
Правительством РФ (постановление от 06.03.98 г. №283) была утверждена Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности, поставлена задача в короткие сроки создать эффективную систему бухгалтерского учета, адекватную новому типу хозяйственных отношений и обеспечивающую потребности рыночной экономики.
Необходимость реформирования системы бюджетирования в РФ вызвана, в первую очередь, требованиями статьи 34 Бюджетного кодекса РФ, в которой дается определение принципу эффективности и экономности. Он заключается в том, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств либо достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
Для реализации указанной статьи Президент РФ в своем бюджетном послании Федеральному собранию РФ на 2002 г. указал на необходимость использования методов оценки рациональности бюджетных расходов, внедрения индикаторов результативности затрат бюджетных средств.
Важным шагом бюджетной реформы должно стать использование механизма перспективного (среднесрочного) финансового планирования.
Для внедрения указанных изменений в процесс составления бюджета необходимо создать всеобъемлющую систему бюджетного учета и отчетности.
Необходимость существования такой системы учета прописана в статье 240 БК РФ. Она гласит, что все доходы бюджета, источники финансирования дефицита бюджета, расходы бюджета, а также операции, осуществляемые в процессе исполнения бюджета, подлежат бюджетному учету, основывающемуся на едином плане счетов.
Глава 2:
Учреждения, получающие средства от предпринимательской деятельности, средства от целевого назначения, безвозмездные поступления от юридических или физических лиц, составляют отчет об исполнении сметы доходов и расходов по внебюджетным источникам –форма 4. Отчет формы 4 состоит из двух четырех. В настоящее время отчет составляется раздельно по предпринимательской деятельности, целевым средствам и безвозмездным поступлениям, по средствам, поступившим во временное распоряжение учреждения. Ранее отчет содержал только два показателя – «Утверждено по смете на год» и «Исполнено».
Отчет об исполнении сметы доходов по внебюджетным источникам был изменен приказом Минфина России №73н.
В первой части отчета отражаются данные об исполнении смет доходов и расходов учреждений по изготовлению продукции, выполнению работ, оказанию услуг и прочим операциям за отчетный период. В отчете по УМНС РФ по РТ данные по первой части не имеются.
Во второй части формы 4 отражаются данные об исполнении смет доходов и расходов учреждений по целевым средствам и безвозмездным поступлениям.
По строкам 200 и 340 в графах 4,6,7 и 9 показывается остаток денежных средств на начало и на конец отчетного периода по балансовым субсчетам 110 «Целевые средства и безвозмездные поступления», 120 «Касса» и 118 «Средства в иностранной валюте» в части, относящейся к целевым средствам на содержание учреждения и другие мероприятия и к средствам родителей на содержание детского учреждения.
По отчету УМНС РФ по РТ по строкам 200-остаток средств на начало года –42511 рублей, 340- остаток на конец года 163245 рублей. В графах 5 и 8 показывается остаток средств на начало года и на конец отчетного периода по балансовым субсчетам 270 “Целевые средства на содержание учреждения и другие мероприятия”. По отчету УМНС РФ по РТ строка 200- остаток на начало года 375476 рублей, строка 340- остаток на конец отчетного периода 183381 рублей.
По строке 210 в графах 6 и 9 показываются суммы денежных средств ,поступившие в отчетном периоде на балансовые субсчета 110 “Целевые средства и безвозмездные поступления” - 851911 рублей.
По строке 220 отражаются фактические расходы, в графе 5-885559 рублей и кассовые расходы в графе 6-572730 рублей с нарастающим итогом с начала года и по дебету субсчетов 225 “Расходы по целевым средствам на содержание учреждения и другие мероприятия”.
В третьей части ф. 4 “Средства, полученные из Фонда обязательного медицинского страхования РФ”, данных нет.
Заключение:
Бухгалтерский учет бюджетного учреждения ведется в соответствии с Инструкцией по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утвержденной приказом Минфина России от 30 декабря 1999 г. №107н, структурным подразделениям бюджетного учреждения либо централизованной бухгалтерией.
Однако для всех единиц бюджетной системы РФ должна существовать единая система ведения бухгалтерского учета, позволяющая консолидировать учетную информацию единиц бюджетной системы и формировать качественную и прозрачную отчетность о государственных операциях в соответствии с правилами бюджетного учета.
Большим недостатком существующей системы учета является отсутствие интеграции с бюджетной классификацией РФ. Это не позволяет использовать учетные регистры при анализе состояния активов и обязательств бюджетной системы РФ, а также соотносить их с операциями, осуществляющими при исполнении бюджета. Таким образом, значительно усложняется исполнение отчетных данных при составлении проектов бюджета.
Главной задачей бюджетной реформы является создание действенных механизмов, направленных на эффективное управление общественными финансами. Реформа бюджетного учета является неотъемлемой частью бюджетной реформы.
Без пересмотра всего объема государственных и муниципальных обязательств, без изменения порядка исполнения этих обязательств (без ликвидации всех натуральных обязательств, порождающих непрозрачные финансовые схемы), без пересмотра всего массива бюджетных учреждений, без изменений экономической классификации, без реформы бюджетного учета- практически невозможно подойти к бюджетированию на результат и среднесрочному бюджетированию.
Для отражения информации об исполнении сметы доходов и расходов в бюджетных учреждениях используются бухгалтерский баланс и приложения к нему, для оценки целевого использования бюджетных средств привлекается информации бухгалтерского баланса, а также информации отчетов об исполнении сметы доходов и расходов по бюджетным средствам и по внебюджетным средствам.