Введение:
Прибыль, известная с давних времен категория, получила новое содержание в условиях современного развития страны, формирования реальной самостоятельности субъектов хозяйствования. Являясь главной движущей силой рыночной экономики, она обеспечивает интересы государства, собственников и персонала предприятия. В бухгалтерском учете должна отражаться вся прибыль предприятия, ее использование и связанные с ней расчеты.
• Прибыль - один из основных финансовых показателей плана и оценки хозяйственной деятельности предприятий. За счет прибыли осуществляется финансирование мероприятий по научно-техническому и социально-экономическому развитию предприятий, увеличение фонда оплаты труда их работников.
• Она является не только источником обеспечения внутрихозяйственных потребностей предприятий, но и приобретает все большее значение в формировании бюджетных ресурсов, внебюджетных и благотворительных фондов.
Поэтому одной из актуальных задач современного этапа является овладение руководителями и финансовыми менеджерами современными методами эффективного управления формированием, распределением и использованием прибыли предприятия. Существенно растет и ответственность за своевременность и качество принимаемых решений. Повышается роль маркетинговых исследований, позволяющих изучать динамику потребностей на рынке товаров и услуг.
Рыночные отношения, устанавливающиеся в нашей экономике, предполагают полную самостоятельность предприятий в решении ряда проблем, таких как:
• определение производственной программы на основе изучения рынка;
• ответственность производителей при распоряжении своей продукцией и доходами, так как неэффективно работающее предприятие, терпящее убытки, не будет финансироваться бюджетом, а будет в установленном порядке объявляться банкротом;
• квалифицированный выбор партнера, как на внутреннем, так и на внешнем рынке, так как от этого зависит перспектива будущего сотрудничества. Предприятия должны быть уверены в экономической состоятельности и надежности потенциальных партнеров, поэтому становление рыночных отношений предполагает и обусловливает необходимость изучить финансовую отчетность возможных контрагентов для оценки их доходности и платежеспособности перед заключением хозяйственного договора.
Варианты решения этих задач, в конечном счете, скажутся на результатах хозяйственной деятельности в виде ряда показателей отражающих наличие, размещение и использование финансовых результатов.
Финансовый результат деятельности предприятия выражается в изменении его собственного капитала за отчетный период. Способность предприятия обеспечить неуклонный рост собственного капитала может быть оценена системой показателей финансовых результатов. Обобщенно наиболее важные показатели финансовых результатов деятельности предприятия представлены в форме №2 годовой и квартальной бухгалтерской отчетности.
Глава 3:
Как видно из таблицы 3.23, чистая прибыль за 2001г. по сравнению с 2000г. уменьшилась на 81 тыс. рублей.
Распределение чистой прибыли в акционерных обществах – это основной вопрос дивидендной политики организации. В центре дивидендной политики может стоять вопрос о регулировании курса акций общества или вопрос о размерах и темпах роста собственного капитала организации, или вопрос о размерах привлекаемых внешних источниках финансирования.
Сложность решения этих задач заключается в том, что однозначного критерия оценки не существует. Имеются очевидные, рассчитываемые преимущества как с точки зрения капитализации чистой прибыли, т.е. распределения ее в фонды, так и с точки зрения стабильности выплаты дивидендов.
Капитализация чистой прибыли позволяет расширять деятельность организации за счет собственных, более дешевых источников финансирования. При этом снижаются финансовые расходы организации на привлечение дополнительных источников, на выпуск новых акций. Сохраняется также прежняя система контроля за деятельностью организации, поскольку число собственников не увеличивается. Размеры капитализации чистой прибыли позволяют оценить не только темпы роста собственного капитала организации, но и через раскрытие факторной структуры этого роста оценить запас финансовой прочности для таких важных показателей, как рентабельность продаж, оборачиваемость всех активов и др.
В основе такого анализа лежат факторные модели рентабельности, которые раскрывают важнейшие причинно-следственные связи показателей финансового состояния предприятия и финансовых результатов. Поэтому они являются незаменимым инструментом “объяснения” (оценки) сложившейся ситуации.
Таким образом, анализ показателей прибыли позволяет сделать следующие выводы:
◦ Руководству предприятия следует обратить главное внимание на увеличение объемов реализуемой продукции, а чтобы объем увеличился нужно расширять ассортимент продаваемой молочной продукции. Тем самым разработать мероприятия по снижению затрат на ее производство. Дело в том, что одним из условий процветания предприятия является расширение рынка сбыта продукции за счет снижения цены.
◦ Политику предприятия направить на увеличение и улучшение использования чистой прибыли. Рыночные условия определили приоритетные направления ее использования. Развитие конкуренции вызывает необходимость расширения производства, его совершенствования, удовлетворения материальных и социальных потребностей работников.
Заключение:
В выпускной квалификационной работе освещены следующие аспекты учета и анализа финансового результата предприятия в современных условиях, механизм формирования и показатели прибыли, ее распределение в современных условиях налогообложения и анализ конкретных показателей финансовых результатов. При рассмотрении в первой главе экономического и бухгалтерского подходов к определению прибыли было выявлено, что бухгалтерский подход доминирует в исчислении прибыли. Руководствуясь принципом осторожности (консерватизма), согласно которому «расходы всегда очевидны, а доходы всегда сомнительны» или «лучше раньше признать расходы, чем позже, лучше позже признать доходы, чем раньше», доход будет признан как прибыль лишь после его реализации. Экономический же подход не делает различия между реализованным и нереализованным доходами.
В условиях рынка цены меняются в соответствии с законами рынка – сегодня цена выросла, завтра с таким же успехом она понизится. Отложенный доход в связи с переоценкой мог бы трансформироваться в прибыль лишь в том случае, если бы предприятие было продано в конце отчетного года. Поскольку этого обычно не происходит, отложенный доход остается лишь потенциальным доходом, который, не исключено, так никогда и не будет реализован (в частности, из-за изменений конъюнктуры рынка).
Оба приведенных подхода имеют право на жизнь, однако с позиции практической реализации, т.е. исчисления прибыли, именно второй представляется более предпочтительным.
При оценке порядка формирования финансовых результатов, структура которого была изменена в связи с введением в действие с 2000 года ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99, был сделан вывод, что само понятие финансовых результатов теперь слагается из доходов и расходов от обычных видов деятельности (составляющих предмет деятельности предприятия), и доходов и расходов, непосредственно не связанных с формированием основного реализационного финансового результата (операционные и внереализационные доходы и расходы).
Различия между этими основными частями прибыли или убытков состоят в порядке их отражения и моменте признания в учете.