Введение:
Рыночная экономика в Российской Федерации набирает все большую силу, и как следствие, повышаются требования к уровню учёта и анализа финансово-хозяйственной деятельности организаций. В результате формируемая в бухгалтерском учёте прибыль становится экономически значимым показателем, сопос¬тавимым с аналогичным показателем западных компаний. Как экономическая категория она характеризует финансовые результаты хозяйственной деятельности. Прибыль является показателем, наи¬более полно отражающим эффективность производства, объём и качество произведённой продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости. Вместе с тем прибыль обеспечивает хозяйствующим структурам возможности самофинансирования, удовлетворения материальных и социальных потребностей собст¬венника капитала и наёмных работников, на основе налога на при¬быль обеспечивается формирование бюджетных доходов. Этим и объясняется значение и роль прибыли в производственных отношениях, и, следовательно, определяется актуальность работы.
Современная экономическая ситуация требует более достовер¬ного определения результатов финансовой деятельности, предъявляет более высокие требования к анализу финансовых результатов, изменяя и дополняя традиционные под¬ходы. А поскольку анализ финансово-хозяйственной деятельности базируется на данных бухгалтерского учёта, то требования к более правильному и достоверному определению финансового результата повышаются. Актуальность выбранной темы определяется также возможностью использования результатов ис¬следования в организации бухгалтерского учёта и экономического анализа в оптовой торговли.
Оптовая торговля является одной из ведущих отраслей народного хозяйства и представляет собой продажу товаров, продукции предприятиям, учреждениям, снабженческо-сбытовым, посредническим и другим организациям (за исключением населения) для дальнейшего их использования в производстве и для перепродажи (2,п.3). В условиях развития рыночных отношений оптовая торговля активно способствует увеличению объема производства, расширению ассортимента и улучшению качества товаров, успешному развитию розничной торговли, общественного питания, более полному удовлетворению потребностей населения в товарах народного потребления. Оптовые предприятия призваны совершенствовать звенность товародвижения, развивать централизованную доставку товаров.
В современных условиях непременным условием для успешной предпринимательской деятельности предприятий оптовой торговли является ориентация на получение прибыли. Это же и критерий выбора оптимальных направлений и методов этой деятельности. В современной России, при становлении и развитии коммерческих предприятий, проблема правильности учета финансовых результатов и распределения прибыли становится наиболее актуальной. Учет, прогнозирование и планирование финансового результата предприятия необходимо на любой стадии производства.
Глава 3:
Рентабельность инвестиционного (долгосрочного) капитала отражает эффективность его в деятельности организации (как собственного, так и заемного) и определяется по формуле:
Rик= Пч / (СК+ДЗК) * 100, где
Rк- рентабельность инвестиционного капитала;
Пч- чистая прибыль;
СК- собственный капитал;
ДЗК- долгосрочный заемный капитал.
Рентабельность инвестиционного капитала равна отношению чистой прибыли к величине собственного и долгосрочного заемного капитала. Данным показателем, в первую очередь, интересуются инвесторы и кредиторы, которые хотят видеть отдачу на инвестируемый ими капитал.
Рентабельность собственного капитала представляет собой отношение чистой прибыли к величине собственного капитала и определяется формулой:
Rск= (Пч / СК) * 100, где
Rск- рентабельность собственного капитала;
Пч- чистая прибыль;
СК- собственный капитал.
Этот показатель представляет интерес для собственников в вопросе доходности акций.
Как видим, данные показатели специфичны тем, что отвечают интере¬сам всех участников бизнеса предприятия.
Вторая группа показателей рентабельности формируется путем отношения прибыли от реализации или чистой прибыли к сумме затрат по реализованной продукции.
Данные показатели дают представление о том, сколько предприятие получает прибыли с каждого рубля, затраченного на реализацию продукции. Данные табл.13 показывают, что рентабельность окупаемости издержек по сравнению с 2002 годом увеличилась на 0,04 руб. или 1,3%.
Третья группа показателей формируется на основе расчета уровней рентабельности по показателям прибыли, отражаемым в отчетности.
Рентабельность продаж рассчитывается как отношение прибыли от реализации продукции, балансовой прибыли или чистой прибыли к сумме полученной выручки и определяется по формуле
Заключение:
В условиях рыночной экономики основным источником пополнения средств предприятия, а, следовательно, основной целью его деятельности является получение прибыли.
Прибыль как конечный финансовый результат деятельности торгового предприятия отражает эффективность продаж, объем и качество реализованной продукции, уровень себестоимости. Прибыль предприятия является важнейшим показателем эффективности его деятельности. Именно поэтому выявление, учет и анализ финансовых результатов занимает центральное место в бухгалтерском учете финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Это и обусловило выбор темы исследования. Объектом исследования послужило предприятие ООО «Руснива», основной деятельностью которого является оптовая торговля нефтепродуктами.
В дипломной работе рассмотрены теоретические и практические вопросы бухгалтерского учета и анализа финансовых результатов деятельности на примере оптового предприятия.
В результате исследования выявлено, что прибыль является результатным показателем, определяемым как разница между доходами и расходами. Бухгалтерская прибыль представляет собой увеличение в течение всего отчетного периода капитала, то есть средств, вложенных собственниками организации, в результате финансово-хозяйственной деятельности.
На основании исследования выявлена важность таких учетных категорий как доходы и расходы. Определение доходов и расходов является не¬обходимым не только с точки зрения предоставления полезной ин¬формации пользователям, но и для определения конечного финан¬сового результата.
Финансовый результат хозяйственной деятель¬ности торговой организации формируется из двух слагаемых, основным из которых является реализационный результат, полученный от про¬дажи продукции. Вторая часть в виде дохо¬дов и расходов, непосредственно не связанных с формированием основного реализационного финансового результата, образует про¬чий финансовый результат, включающий в себя операционные и внереализационные доходы и расходы. Полученный таким образом общий финансовый результат корректируется на суммы доходов и потерь в связи с чрезвычайными обстоятельствами хозяйственной деятель¬ности организации.
Необходимо отметить, что прибыль формируется в соответствии с допущением временной определенности фактов хозяйственной деятельности, то есть по мере отгрузки продукции или предъявления к оплате расчетных документов. Поэтому на величину прибыли существенное влияние оказывает принятая в организации учетная политика. На исследуемом объекте учетной политикой определен метод отражения продажи продукции по моменту её отгрузки.
В настоящее время формирование финансового результата приближено к международным стандартам учёта. Это даёт возможность пользователям получить наиболее достоверную и развернутую информацию для анализа и управления деятельностью организации.
В процессе работы выявлено, что на финансовый результат организации в значительной степени оказывают влияние особенности деятельности хозяйствующего субъекта. Так, основным источником формирования прибыли оптового предприятия являются реализованные торговые наценки. В настоящее время предприятиям торговли предоставлено право самостоятельно определять торговые наценки исходя из спроса, фактических издержек и оптимальных уровней рентабельности (с учетом установленных предельных размеров надбавок).
Проведенное исследование рассматриваемой проблемы на оптовом предприятии ООО «Руснива» свидетельствует, что:
Учёт финансовых результатов в ООО «Руснива» ведётся в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и приближен к требованиям МСФО. В целом учет поставлен на должном уровне и существенных недостатков не имеет. При ведении бухгалтерского учёта обеспечивается:
-соблюдение в течение отчётного года принятой учётной политики, отражения отдельных хозяйственных операций, оценки имущества, определённой исходя из правил, приведённых в Законе о бухгалтерском учёте и отчётности, и условий хозяйствования;