Введение:
В главе 2 Конституции Российской Федерации закреплены основы правового статуса личности. В ее нормах конкретизирована одна из важнейших основ конституционного строя России, провозглашенная в ст.2 Конституции, устанавливающая, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства».
Во всех сферах отношений, регулируемых правом, человек и гражданин выступает как субъект соответствующих прав, свобод и обязанностей, которые установлены нормами конкретной отрасли права. Всеми отраслями права предусмотрены и условия его участия в качестве субъекта в данном виде правоотношений, реализации своей правоспособности.
Иначе говоря, правовое положение (статус) человека и гражданина в полном объеме характеризуется совокупностью прав, свобод и обязанностей, которыми он наделяется как субъект правоотношений, возникающих в процессе реализации норм всех отраслей права.
И в связи с этим государственное право выполняет особую роль в закреплении правового положения человека и гражданина.
Гражданство является одним из основных правовых институтов. Тема гражданства как никогда актуальна в наше время, так как происходит образование новых государств, объединение государств в союзы (союз России и Белоруссии).
Нельзя не отметить, что для жителей России, а равно и для миллионов людей, проживающих в соседних независимых государствах и за пределами бывшего Союза Советских Социалистических Республик, принятый в 2002 году Закон «О Гражданстве Российской Федерации» имеет огромное значение, так как этот документ является основным регулятором норм гражданства.
Гражданство – один из основных элементов правового статуса лица, определяет принципиальные начала взаимоотношений государства и личности, то общее, главное условие, которое необходимо для распределения на него всего объема прав, свобод и обязанностей, признаваемых за гражданином, а также защита его государством, где бы он ни находился.
Глава 3:
Совсем недавно – 17 февраля 2006 года, на расширенной коллегии МВД РФ министр внутренних дел Р.Нургалиев указал, что по-прежнему особого внимания требует борьба с незаконной миграцией.
В то же время, министр отметил, что в 2005 году Федеральной миграционной службой совместно с органами внутренних дел предприняты значительные усилия по контролю миграционной обстановки в России. Улучшение работы по оформлению российского гражданства позволило в 2005 году принять 484 тыс. граждан.
Постами миграционного контроля на государственной границе России было выявлено свыше 10 тыс. иностранцев с недействительными документами.
За нарушение миграционного законодательства из России в административном порядке было выдворено более 75 тыс. человек. Впервые возбуждено 370 уголовных дел за организацию незаконной миграции.
Государственной комиссией принят в эксплуатацию Центральный банк данных по учету иностранных граждан, что способствует развитию системы регистрации иностранцев, порядку привлечения и использования иностранной рабочей силы.
Также утверждена программа сотрудничества государств – участников СНГ в сфере противодействия незаконной миграции на 2006-2008 годы .
В связи с тем, что сегодня на территории России находится множество иностранных граждан, которые по нескольку лет проживают в стране, но до сих пор являются незаконными мигрантами, ФМС России объявлена миграционная амнистия. Так, в 2006 году миграционная служба России планирует легализовать один миллион трудовых эмигрантов. Миграционная амнистия объявлена в городах Москве, Красноярске, Краснодаре, Омске, Иркутске, Владивостоке, Сахалине и Екатеринбурге, а также в Московской области.
В то же время, не все видят в решении ФМС позитивную направленность. Как указал депутат Государственной Думы РФ Н.Курьянович, необходима проверка деятельности Федеральной миграционной службы. В качестве основания было названо то, что ФМС собирается провести масштабную амнистию незаконно находящихся на территории России иммигрантов и такая амнистия может быть использована для сокрытия следов преступлений в недрах самой ФМС. Курьянович подчеркивает, что появившаяся идея с амнистией незаконных мигрантов говорит не только о сокрытии коррупции в недрах миграционных служб, но и является следствием профессиональной несостоятельности ФМС – раз уж не углядели и пропустили в страну 1 миллион нелегалов, то значит их нужно легализовать, вместо того, чтобы их депортировать.
Заключение:
Таким образом, рассмотрев основные стороны института гражданства в Российской Федерации, можно сделать вывод, что наиболее важной составной частью института, составляющего основы правового статуса личности, которые утверждены в действующей Конституции Российской Федерации, является совокупность норм, регулирующих именно гражданство.
Гражданство является важной юридической категорией, одним из принципов правового статуса личности.
Оно обуславливает права, свободы и обязанности человека и гражданина, реализующиеся на основе равноправия. Права, свободы и обязанности человека и гражданина основываются на их гарантированности.
Этот принцип получает правовое выражение в различных формах – и как общее начало, которое свойственно всему объему прав и свобод личности, и как конкретные гарантии каждого права и каждой свободы в отдельности.
Гражданство основывается на презумпции неотъемлемости прав и свобод человека и гражданина, недопустимости их ограничения. Правовой статус личности основывается на обладании каждым лицом не только правами, но и обязанностями. Этот универсальный принцип выражается не только в том, что у каждого есть права и обязанности, но и в том, что многие права одновременно являются и обязанностями – одни в правовом плане, другие – в моральном, как общественный долг.
В России вопросы гражданства – наиболее актуальная тема. В процессе движения за обретение суверенитета, в ходе которого достичь его иногда пытаются любой ценой, нарушаются, прежде всего, права и свободы некоренного населения, проживающего на территории бывших союзных республик.