Введение:
С 2003 года в России есть День дипломатического работника.
Установлен он Указом Президента Российской Федерации В.В. Путина от 31 октября 2002 года и ежегодно отмечается 10 февраля .
Дипломатическая служба является неизменным атрибутом любого го-сударства и создается для защиты его интересов мирными, невоенными спо-собами.
Дипломатическая служба России имеет древнюю и славную историю. Древняя Русь являлась активным субъектом международных отношений с момента создания государственности, то есть с IX—XIII веков, и оказывала заметное воздействие на формирование политической карты Восточной Ев-ропы от Карпат до Урала, от Чёрного моря до Балтийского. В этот период за-рождалась древнерусская Посольская служба, ставшая прообразом совре-менного Министерства иностранных дел.
Знание истории дипломатического права – норм международного пра-ва, которые регламентируют порядок дипломатических сношений между го-сударствами и другими субъектами международного права, помогает глубже понять природу и содержание норм современного дипломатического права. Актуальным является высказывание Геффтера и Прадье-Фодере: «Жизнь и история - лучшая школа для дипломатов» .
Нормы дипломатического права имеют богатую историю. Принципы и нормы современного дипломатического права играют важную роль в регули-ровании международных отношений, и они возникли как результат длитель-ной практики государств.
Актуальность выбранной темы дипломной работы: «Международно-правовой статус дипломата и консула» подтверждается современной практи-кой государств следующим. В последнее время при официальных визитах глав государств не раз говорилось об истории установления дипломатиче-ских отношений и установлении постоянных дипломатических представи-тельств и консульств России с тем или иным иностранным государством.
Глава 3:
Следует отметить, что сейчас складывается тенденция к заключению двусторонних консульских конвенций краткого содержания, они регулируют специфику и особенности консульских отношений между сторонами и со-держат отсылочные нормы к положениям Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г. (чем и достигается краткость их содержания).
Содержание консульских конвенций (договоров) классического типа является следующим:
В преамбуле стороны, руководствуясь желанием сотрудничать и урегу-лировать консульские отношения между обоими государствами, выражают решимость заключить конвенцию и назначают с этой целью своих уполно-моченных для согласования по всем вопросам в данной области отношений между государствами.
Определения. В этом разделе, как правило, в первой статье, даются оп-ределения таких терминов, как: «консульское учреждение» («консульство»), «консульский округ», «глава консульского учреждения» («глава консульст-ва»), «консульское должностное лицо» и другие. В целом, этот раздел в дву-сторонних конвенциях в той или иной мере воспроизводит статью 1 Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г.
Учреждение консульств и назначение глав консульских учреждений (допущение консулов). Все консульские конвенции (договоры) имеют в этом разделе статьи, регулирующие учреждения консульств и назначение (допу-щение) консулов.
Во всех конвенциях подчёркивается, что консульские учреждения от-крываются на территории государства пребывания только с согласия этого государства.
Об учреждении консульств, их местонахождении и консульских окру-гах стороны подписывают конвенцию, договариваясь в каждом отдельном случае. Так, например, в конвенциях с Францией, Италией, Великобритани-ей, США и ФРГ говорится: «консульство может быть открыто в государстве пребывания только с согласия этого государства. Местонахождение консуль-ства, границы его консульского округа определяются по соглашению между представляемым государством и государством пребывания».
Конвенции указывают, что до назначения конкретного лица в качестве главы консульского учреждения должно быть получено на это предваритель-ное согласие государства пребывания.
С точки зрения международного права консулом считается лишь то лицо, которое должным образом назначено компетентными властями пред-ставляемого государства в качестве главы консульского учреждения и при-знано в этом качестве компетентными властями государства пребывания. Эти два условия образуют основной принцип консульского института, т.к. в дан-ном случае, как и в принципе, в международном праве, реализуется идея со-гласования воль различных государств и достигается согласие между ними.
Заключение:
Во многих вопросах, как вытекает из рассмотренного нами материала, положение консульских должностных лиц и консульских учреждений при-ближено к положению дипломатических агентов и дипломатических пред-ставительств.
Анализ разделов «Привилегии и иммунитеты» позволяет сделать вы-вод, что приближение консульских иммунитетов и привилегий к дипломати-ческим представляет собой устойчивую тенденцию в консульской договор-ной практике.
С этим связана и получающая всё большее развитие в международном консульском праве тенденция к закреплению в двусторонних консульских конвенциях положения о получении предварительного согласия на назначе-ние главы самостоятельного консульского учреждения от будущего государ-ства пребывания. Эта практика во многом напоминает получение агремана для глав дипломатических представительств, и основания здесь те же самые. Но требование получения предварительного согласия на назначение консула практикуется лишь на двусторонней основе, в порядке выполнения положе-ний консульских конвенций между заинтересованными государствами.
Во многих конвенциях оговаривается право государства пребывания в любое время, не будучи обязанными мотивировать своё решение, уведомить представляемое государство дипломатическим путём в том, что любое кон-сульское должностное лицо является «persona non grata» или что любой со-трудник (работник) консульского учреждения является неприемлемым. В та-ком случае представляемое государство должно отозвать соответствующее лицо. Если представляемое государство не выполнит это требование, то го-сударство пребывания может отказаться признавать данное лицо консуль-ским должностным лицом или работником консульского учреждений. Точно такие же положения существуют и для глав дипломатических миссий и ди-пломатических сотрудников (работников).