Введение:
Актуальность. Данная работа предполагает рассмотрение института территории и иных пространств – занимающего одно из ведущих мест в международно-правовом поле современного мира.
Признание, соблюдение и защита государственных территорий и иных пространств являются обязательным для международного сообщества. Международно-правовые документы, в большинстве своём декларируют положение о том, что территория является одной из основ существования государства в международном праве.
Но признание таковых основ было бы ничтожным, не будь в международном праве соглашений чётко регулирующих и закрепляющих основные принципы: неприкосновенности государственной территории и мирного разрешения территориальных разногласий между государствами. Не стоит забывать, что территория и иные пространства во взаимодействии с их признанием и защитой составляют одно из главных звеньев международного права. Вследствие этого именно в признании и защите территории и иных пространств сконцентрирована сущность мирного сосуществования современных государств. Можно с полным основанием утверждать, что признание и защита территорий и иных пространств является гарантией сохранения мира в целом.
В международном праве достаточно подробно освещены вопросы затрагивающие понятия территории и иных пространств, которые получили закрепление во множестве соответствующих межгосударственных соглашений.
История международных отношений XX века показала, что применение мирных средств разрешения территориальных конфликтов является необходимым пунктом заключения международного договора. Много проблем возникает из-за недостаточного уровня разработанности вопроса территориального разграничения между государствами непосредственно при заключении договоров о прохождении границы.
Международно-правовые нормы по рассматриваемому вопросу нередко игнорируются и даже нарушаются недобросовестными членами мирового сообщества. Данные нарушения приводят к далеко идущим последствиям, кровопролитным столкновениям и межнациональным раздорам. Современный мир невозможен без всестороннего признания и соблюдения неприкосновенности территории любого государства и соблюдения договоров регулирующих режим пространств с особым правовым статусом. Именно это послужило поводом к выбору темы работы, её структуры и содержания раскрываемых вопросов.
Глава 2:
«Арктика – район земного шара, расположенный вокруг Северного полюса, общей площадью около 27 млн. кв. км, если проводить её южную
границу по южной границе зоны тундр. Если же исходить из линии прохождения Северного полярного круга (66º31´ с.ш.), то площадь Арктики
составит примерно 21 млн. кв. км.» .
К Арктическому бассейну выходят Россия, Канада, Норвегия, Дания, США, Швеция, Финляндия, и Исландия (последние три – незначительными частями сухопутной территории).
В мае 1925 года правительство Канады официально объявило канадский арктический сектор как составляющий пространство в пределах 60º в.д. – 141º з.д., вплоть до Северного полюса. Суверенитет Канады на земли и острова в рамках данного сектора был закреплен дополнением к закону о северо-западных территориях от 10 июня 1925 г., запретившим иностранным государствам и их гражданам заниматься какой-либо деятельностью «без разрешения канадских властей в пределах Канадской Арктики между 141º и 60º з.д.». (В качестве примера более позднего законодательства подобного рода можно указать на канадский закон от 2 августа 1972г., предусматривающий обязательные правила по предотвращению загрязнения морской среды в границах Канадской Арктики).
Официальные российские притязания на арктический сектор датируются нотой-депешей российского правительства от20 сентября 1916 г. «Правительствам союзных и дружественных держав». Данной нотой сообщалось о включении в состав территории России Земли Императора Николая II, острова Цесаревича Алексея, острова Старокодомского и острова Новопашенного, открытых экспедициями Вилькицкого в 1913 и 1914 годах, а также подтверждалось, что неразрывной частью России являются острова Генриетты, Жаннетты, Беннетты, Геральд, Уединения, Новосибирские, Врангеля и др., «расположенные близ азиатского побережья Империи» и составляющие «продолжение к северу континентального пространства Сибири» . В ноте напоминалось также о том, что острова Новая Земля, Колгуев, Вайгач и иные меньших размеров, расположенные близ европейского побережья России, составляют территорию России «ввиду того, что принадлежность к территориям Империи является общепризнанной в течение столетий».
Заключение:
Настоящая работа достигла своих целей в исследовании института территории и иных пространств в международном праве. Было определено общее понятие территории, которое было сформулировано следующим образом: территория – это весь земной шар с его сухопутной и водной поверхностью, недрами, воздушным пространством, а также космическое пространство. Достаточно подробно была охарактеризована общепринятая классификация территорий в международно-правовой науке по видам правового режима. Данная классификация подразделяет территорию на три основные категории: 1) государственная территория; 2) международная территория общего пользования; 3) пространства со смешанным правовым режимом. Наиболее распространенной среди этих категорий является государственная территория. Суть этой категории раскрывается посредствам рассмотрения теорий, характеризующих её сущность. В большей степени подходящей считается пространственная теория предложенная В.А. Незабитовским, в соответствии с которой территория государства представляет собой сферу его властвования, территориального верховенства, суверенитета, осуществляемого в тех пределах, которые образуются совокупностью земельных, водных и воздушных участков, входящих в состав данного государства как страны в целом. Достоинством этой теории является и то, что современна и соответствует всем международно-правовым принципам в данной области.
Кроме сущности государственной территории не надо забывать и об определении её состава. Согласно научной литературы по этому вопросу в состав государственной территории входят сухопутная территория (поверхность суши), включая острова; водная территория (акватория), включающая внутренние воды и территориальное море; земные недра; воздушное пространство, расположенное над перечисленными пространствами. Также государство обладает определёнными суверенными правами и соответствующей юрисдикцией на континентальном шельфом и исключительной экономической зоной, которые являются лакомыми кусочками для любой страны, поэтому порядок определения их пределов и круг суверенных прав государства регулируется международными договорами и соглашениями.