Введение:
Система безналичных расчетов страны - неотъемлемый элемент пла-тежной системы, своеобразный канал энергетического обмена, реализующий экономические возможности субъектов расчетов. Ключевой проблемой ре-формирования экономики является оптимизация системы безналичных рас-четов для охвата всего народного хозяйства в целом.
Существовавшая с 30-х до 90-х годов в нашей стране система безна-личных расчетов была приспособлена к затратному механизму хозяйствова-ния и соответствовала административно-хозяйственным методам управления экономикой. Действовавшая система безналичных расчетов была ориентиро-вана на обслуживание, в первую очередь, интересов поставщика, сводивших-ся к выполнению своих плановых заданий по производству и поставкам про-дукции. При этом действовали довольно жесткие принципы организации безналичных расчетов, соблюдение которых в некоторой степени компенси-ровало отсутствие полной экономической заинтересованности и ответствен-ности предприятий за выполнение своих договорных обязательств.
С начала 90-х годов в стране происходит переход к системе безналич-ных расчетов, общепринятой в мировой практике. Данная система охватыва-ет расчеты между предприятиями (в нефинансовом секторе экономики), ме-жду банками, другими кредитно-финансовыми институтами (в финансовом секторе). Делаются шаги и в области применения новых прогрессивных форм безналичных расчетов организаций и населения.
На сегодняшний день расчеты платежными поручениями – самая рас-пространенная форма безналичных расчетов в Российской Федерации. Одна-ко, российские предприятия используют и другие формы расчетов, например, расчеты по аккредитиву. Преимущества аккредитива сделали его основной формой расчетов по долгосрочным внешнеторговым контрактам.
Расчеты по инкассо и чеками не получили в нашей стране широкого распространения, однако знакомство с этими формами необходимо, посколь-ку ГК РФ предполагает их использование. Отдельный интерес представляют расчеты дорожными чеками. Эта форма используется при направлении со-трудников в служебные командировки за границу. Расчеты с использованием банковских карт – новая, но очень перспективная форма расчетов.
Необходимо отметить важность развития и совершенствования меж-банковских расчетов.
Система расчетов между различными контрагентами и хозяйствующи-ми субъектами, обеспечение бесперебойности и непрерывности платежей яв-ляются важнейшими условиями нормального функционирования экономики.
В денежных расчетах, проводимых преимущественно банками, находят свое воплощение практически все виды экономических отношений в общест-ве. Это, в свою очередь, немыслимо без взаимных расчетов между банками, то есть межбанковских расчетов, что обусловлено широкой территориальной удаленностью предприятий и некоторыми другими факторами. Но большая часть расчетов происходит между учреждениями банков (межбанковские расчеты).
Преобладающей формой межбанковских расчетов в нашей стране яв-ляются расчеты, совершаемые в порядке прямых переводов причитающихся денежных средств (межбанковских переводов). Они осуществляются по по-ручениям банков через посреднические звенья – учреждения Банка России, клиринговые палаты, а также напрямую коммерческим банком-корреспондентом.
Глава 3:
Реформирование системы безналичных расчетов в России началось в 1992 году и явилось многоплановой правовой, методологической, организаци-онной и технической работой.
За прошедший период внедрялись новые формы расчетов и совершен-ствовались банковские технологии. На смену платежным требованиям при-шли платежные поручения, электронные документы стали вытеснять традици-онно использовавшиеся ранее документы на бумажных носителях. В связи с этим стали внедряться новые формы передачи информации в учреждениях Банка России; началось осуществление экспериментальных проектов по электронным платежам.
Главное условие повышения эффективности расчетной банковской сис-темы видится в развитии всех видов расчетов: прямых корреспондентских от-ношений с наличием корреспондентских счетов; внутрибанковских с исполь-зованием счетов межфилиальных расчетов; клиринговых на базе небанковских кредитных организаций. Становление конкурентных начал в расчетной систе-ме создает дополнительные предпосылки к совершенствованию, улучшению качества обслуживания клиентов.
Важно, чтобы кредитные организации имели возможность выбирать спо-соб проведения платежа, основываясь на требованиях клиента и экономиче-ской целесообразности для себя. Тарифы за расчетное обслуживание должны стать механизмом нахождения компромисса между потребностью банка в ре-сурсах и потребностью клиента в оперативных расчетах.
Для развития конкурентоспособности всех видов расчетов необходимо совершенствовать методику расчета тарифов проведения платежей, выработать процедуры, исключающие недобросовестную конкуренцию на рынке расчет-ных услуг, установление демпинговых цен.
Важным направлением совершенствования систем безналичных расчетов в России является более широкое использование системы SWIFT, как для ор-ганизаций платежного оборота за рубежом, так и внутри России.
В настоящее время 272 крупнейшие кредитные организации из 36 го-родов и 10 временных зон России являются пользователями SWIFT. Назовем несколько причин, по которым банкам необходимо подключаться к сети SWIFT. Это прежде всего надежность системы. SWIFT принимает на себя финансовую ответственность за точную, полную и своевременную доставку сообщений. Ни одна другая организация, предоставляющая сеть для переда-чи данных, не может этого гарантировать. Справедливости ради следует от-метить, что за время существования сеть SWIFT ни разу не была взломана. Вторая важная причина – безопасность. Комбинирование физических и логи-ческих мер безопасности, а также применение различных видов шифрования исключает возможность изменения сообщения в процессе его передачи по сети SWIFT. Никому, кроме отправителя и получателя сообщения, недоступ-но его содержание. Третья причина – скорость. Доставка сообщений произ-водится за несколько секунд, причем проверка и подтверждение подлинности осуществляется полностью автоматически. Следующая причина – это эффек-тивность. Стандарты и технология SWIFT предоставляют возможность соз-давать прикладные программы для автоматической обработки сообщений. Благодаря этому увеличивается производительность и уменьшаются затраты на ручную обработку сообщений. Кроме того, финансовые организации мо-гут использовать один и тот же комплекс связи SWIFT для обмена внутрен-ними и международными сообщениями, таким образом создавая «единое ок-но» для всех потоков сообщений. Сервисные центры обеспечивают пользова-телям круглосуточную специализированную поддержку семь дней в неделю, в том числе, на русском языке. SWIFT предоставляет также специальное оборудование и программное обеспечение для работы в сети. И, наконец, еще одна причина – рентабельность. Помимо расчетов с крупнейшими ино-странными банками, технологии SWIFT позволяют кредитным учреждениям организовать автоматизированную и безопасную связь, использующую все возможности сети SWIFT, для своих филиалов и дочерних банков. Поэтому при подключении к SWIFT пользователи получают в свое распоряжение на-дежную, защищенную и высокоэффективную финансовую сеть, позволяю-щую существенно снизить расчетные и финансовые риски, снизить стои-мость сообщений и расширить спектр услуг для своих клиентов.
Важный недостаток данной сети для российских банков – дороговизна вступления в SWIFT, это могут позволить себе только крупные банки. Воз-можный выход – слияние мелких и средних банков.
В настоящее время для проведения крупных, срочных, высокоприори-тетных платежей, генерируемых межбанковскими рынками, рынками ценных бумаг и другими пользователями, Банк России включает в платежную систе-му России новый компонент, основанный на валовых расчетах в режиме ре-ального времени.
Модернизация системы расчетов России приводит к существенному ускорению оборачиваемости денежных средств, расширению временных ра-мок работы системы до 16-20 часов. При этом система расчетов проектируется таким образом, чтобы обеспечить необходимую гибкость, позволяющую иметь «расчетные окна», совпадающие по времени с функционированием различных сегментов финансового рынка, что позволит российским потребителям бан-ковских услуг эффективно использовать свои денежные средства не только в расчетах внутри страны, но и в международных системах.
Участниками системы валовых расчетов в режиме реального времени являются подразделения Банка России, клиенты Банка России, кредитные ор-ганизации, в т.ч. расчетно-клиринговые палаты, деятельность которых связана с обособленным режимом обработки информации.
Ограничений на участие кредитных организаций и клиентов Банка Рос-сии в системе валовых расчетов в режиме реального времени не предусмат-ривается, за исключением требований по соблюдению условий эксплуатации, предусмотренных нормативно-техническими документами.
Заключение:
Мы уже живем в двадцать первом веке, и уже стало ясно, что главным достижением прошедшего столетия стала “третья промышленная револю-ция”: появление и стремительное распространение электронных технологий обработки информации. Сейчас уже трудно представить себе, как люди жили всего лишь два поколения назад: ни персональных компьютеров, ни теле-коммуникаций, ни баз данных, ни Интернета. Основное средство связи – медленная почта. Для срочной связи – только телеграф. Финансовые доку-менты печатали на машинке или вообще писали от руки и доставляли курье-ром. Уже сегодня изрядная часть банковских расчетов в нашей стране произ-водится в электронном виде. Понятие “электронный документ”, принятое во всем мире, в том числе в подавляющем большинстве развивающихся стран, у нас существует теоретически, оно не закреплено в законодательстве.
Реформирование системы расчетов в России началось в 1992 году и явилось многоплановой правовой, методологической, организационной и технической работой.
За прошедший период платежная система развивалась путем внедрения новых форм расчетов и совершенствования банковских технологий. Элек-тронные документы стали вытеснять традиционно использовавшиеся ранее документы на бумажных носителях. В связи с этим стали внедряться новые формы передачи информации в учреждениях Банка России началось осуще-ствление экспериментальных проектов по электронным платежам. В резуль-тате всех проведенных мероприятий объем средств в расчетах Банка России сократился.
В целях создания условий для развития альтернативных услуг частного сектора Банк России ввел плату за предоставляемые услуги с 1-ого января 1998г.
Прежде чем Центробанк сможет окончательно сформировать нацио-нальную систему электрон¬ных платежей и расчетов, необходимо решить не¬которые правовые проблемы. В соответствии с Концепцией по усовершенст-вованию платежной системы, утвержденной Советом директоров ЦБ РФ, до-полнительными рекомендациями, которые были выработаны в Банке России и предложены экспертами Международного координационного комитета по совершенствованию платежной сис¬темы России, установлены приоритеты разработ¬ки нормативных актов как самим Центробанком, так и другими ре-гулирующими органами при его участии.
Прежде всего, необходимо совершенствование нормативной базы в об-ласти расчетов в режиме реального времени. Действующего законодательст-ва в этой области недостаточно. Новый Гражданский кодекс лега¬лизовал электронную форму документа, придав ей значение юридического факта с помощью кон¬цепции юридического значения электронной под¬писи. Тем не менее, определения электронного документа Гражданский кодекс не дал. Введены лишь понятие электронной формы представления документа и ми-нимум правил ее идентификации. Множество вопросов, возникающих в про-цессе проведения электронных расчетов вообще и рас¬четов в реальном вре-мени в частности, до сих пор нигде не решены. Прежде всего, это касается рас¬пределения рисков между участниками расчетов.