Введение:
В хозяйственной деятельности промышленной организации основными вопросами являются снабжение, производство и сбыт (реализация) готовой продукции; последняя подразумевает законченные производством на данном предприятии изделия, работы и услуги, которые могут быть предложены рынку как товары. Работа предприятий в новых экономических условиях предполагает реструктурирование всех функциональных сфер деятельности хозяйствующих субъектов, но главным образом это касается сферы сбыта готовой продукции. При наличии жесткой конкуренции главная задача системы управления сбытом - обеспечить завоевание и сохранение организацией предпочтительной доли рынка и добиться превосходства над конкурентами.
Под сбытом следует понимать комплекс процедур продвижения готовой продукции на рынок (формирование спроса, получение и обработка заказов, комплектация и подготовка продукции к отправке покупателям, отгрузка продукции на транспортное средство и транспортировка к месту продажи или назначения) и организацию расчетов за нее (установление условий и осуществление процедур расчетов с покупателями за отгруженную продукцию). Главная цель сбыта - реализация экономического интереса производителя (получение предпринимательской прибыли) на основе удовлетворения платежеспособного спроса потребителей.
Актуальность выбранной темы объясняется тем, что сбыт - завершающая стадия хозяйственной деятельности товаропроизводителя, в рыночных условиях планирование сбыта предшествует производственной стадии и состоит в изучении конъюнктуры рынка и возможностей предприятия производить пользующуюся спросом (перспективную) продукцию, а также в составлении планов продаж, на основе которых должны формироваться планы снабжения и производства. Грамотно построенная система организации и контроля сбыта способна обеспечить конкурентоспособность компании.
Цель дипломной работы – повысить эффективность управления сбытом.
Для достижения цели решаются следующие задачи:
1. Рассмотрение процесса управления сбытом на предприятии;
2. Характеристика объекта исследования, проведение анализа сбытовой деятельности объекта исследования;
Глава 3:
В 2003г. было реализовано 8060 единиц продукции. При этом продукция была реализована по следующим ценам (без учета НДС):
- автомобили грузовые по цене 240 тыс. руб. (средняя цена реализации);
- автомобили легковые по цене 200 тыс. руб. (средняя цена реализации);
- сборочные комплекты по цене 22 тыс. руб. (средняя цена реализации).
В 2004г. было реализовано 8997 единиц продукции. При этом продукция была реализована по следующим ценам (без учета НДС):
- автомобили грузовые по цене 260 тыс. руб. (средняя цена реализации);
- автомобили легковые по цене 210 тыс. руб. (средняя цена реализации);
- сборочные комплекты по цене 24 тыс. руб. (средняя цена реализации).
В 2004г. было реализовано на 937 единиц продукции больше, чем в 2003г., что повлияло на увеличение выручки на 15000 тыс. руб.
За анализируемый период реализация автомобилей (как легковых, так и грузовых) сократилась на 253 штуки, что снизило доход ОАО «УАЗ» на 24000 тыс. руб. Это связано с сокращением объемов производства автомобилей, поскольку осваиваются новые виды производства (новый модельный ряд).
Реализация сборочных комплектов за 2003-2004гг. возросла на 1190 штук, что принесло дополнительный доход в размере 39000 тыс. руб. и позволило увеличить общую выручку от реализации в 2004г.
Обратимся к анализу реализации продукции на внутреннем и внешнем рынках.
За анализируемый период реализация всех видов продукции на внутреннем рынке увеличилась на 52015 тыс. руб., а на внешнем рынке сократилась на 37015 тыс. руб.
Заключение:
Работа с продуктом и производственной программой является одной из серьезных аспектов реализации товарной политики предприятий. При этом анализ продукта и программы как базис принятия решений может осуществляться по различным критериям. Наиболее важные критерии — экономические, и прежде всего финансовые цели предприятия. Центральной задачей менеджеров и специалистов является забота о сохранении и развитии предприятия как социально-экономической системы.
С позиций решения данной задачи наиболее важное значение имеет анализ продукта, и, прежде всего, аспекты, касающиеся его сбыта. Анализ сбыта должен, прежде всего, показать абсолютное и относительное значение конкретных продуктов и их групп в рамках общего их объема, то есть структуру сбыта. Исходя из данных по сбыту могут приниматься решения по конкретным продуктам, касающиеся их развития в количественном и качественном отношении или снятия с производства. Исходя из данных по сбыту некоторые продукты, возможно, заслуживают исключения их из производственной программы.
В настоящее время глобализация мировой экономики подталкивает предприятия к выходу на международную арену. Внешние рынки предоставляют новые возможности сбыта продукции. Несомненные выгоды от выхода предприятия на внешние рынки ставят проблему разработки политики международного маркетинга и организации системы сбыта с учетом новых потребностей. Это особенно трудная задача для предприятий, которые ранее обслуживали только внутренний рынок и не имели постоянных внешнеторговых связей. Международные сделки и поставки обычно занимают больше времени, часто требуют использования новых видов транспорта и подвержены влиянию не только местных, но и иностранных законодательных актов.
По результатам анализа экономической и сбытовой деятельности ОАО «УАЗ» можно сказать следующее:
Общая величина внеоборотных активов сократилась на 480 тыс. руб. Величина оборотных средств за 2003-2004гг. сократилась на 2540 тыс. руб. Это произошло за счет: сокращения общей величины запасов, в том числе: уменьшения суммы затрат в незавершенном производстве, сокращения количества товаров для перепродажи, уменьшения расходов будущих периодов. Величина дебиторской задолженности существенно сократилась. Это говорит об улучшении отношений предприятия с покупателями, о совершенствовании планирования выпуска реализации, сбыта продукции и расчетов с поставщиками. Краткосрочные кредиты увеличились за счет роста кредиторской задолженности.