Дипломная по теме: Управление трудовыми ресурсами и занятостью в регионе

Название работы: Управление трудовыми ресурсами и занятостью в регионе

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Менеджмент

Страниц:

90 стр.

Год сдачи:

2006 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 3

1. РОЛЬ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ 7

1.1. РЫНОК ТРУДА И ЕГО ЭЛЕМЕНТЫ 7

1.2. ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕННОМ ПРОИЗВОДСТВЕ 14

1.3. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ТРУДОВЫМИ РЕСУРСАМИ И ЗАНЯТОСТЬЮ 20

1.4. ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ И УПРАВЛЕНИЯ ЗАНЯТОСТЬЮ НАСЕЛЕНИЯ 24

2. УПРАВЛЕНИЕ ТРУДОВЫМИ РЕСУРСАМИ И ЗАНЯТОСТЬЮ В РЕГИОНЕ 33

2.1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЙОНА 33

2.2. АНАЛИЗ ДВИЖЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ РАЙОНА 41

2.3. УПРАВЛЕНИЕ ЗАНЯТОСТЬЮ НАСЕЛЕНИЯ В РАЙОНЕ 49

3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ТРУДОВЫМИ РЕСУРСАМИ И ЗАНЯТОСТЬЮ 63

3.1. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ. СТИМУЛИРОВАНИЕ, МОТИВАЦИИ 63

3.2. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ УРОВНЯ БЕЗРАБОТИЦЫ И МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЕГО СНИЖЕНИЮ 73

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 86

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 90

Выдержка:

Введение:

Осуществляемый в России в настоящее время переход к рыночным отношениям связан с большими трудностями, воз-никновением многих социально-экономических проблем. Одна из них - проблема занятости, которая неразрывно связана с людьми, их производственной деятельностью.

Рынок предъявляет и требует совершенно иного уровня трудовых взаимоотношений на каждом предприятии. Однако, пока не созданы эффективные механизмы использования тру-довых ресурсов, возникают новые и обостряются старые про-блемы занятости, растет безработица.

Безработица представляет собой макроэкономическую про-блему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму. Поэтому неудивительно, что про-блема безработицы часто является предметом политических дискуссий.

На протяжении многих десятилетий политика управления трудовыми ресурсами в СССР отталкивалась не от интересов человека, а от потребностей, определяемых общей направ-ленностью экономики на преимущественно экстенсивный рост. Она была подчинена задаче преодоления нехватки кадров, изыскания дополнительных источников рабочей силы для укомплектования растущего числа рабочих мест. Это привело к практически полному исчерпанию трудовых ресурсов и чрезмерному вовлечению в народное хозяйство женщин и лиц пенсионного возраста с ограниченной трудоспособностью. В СССР длительное время существовало такое явление, как не-рациональная сверхзанятость. При этом на предприятиях и в организациях имел место раздутый управленческий и вспомо-гательный персонал, количество вакантных рабочих мест в производственной сфере исчислялось миллионами и одновре-менно существовала безработица.

Переход к рыночной экономике неизбежно привел к боль-шим переменам в использовании трудовых ресурсов. С пере-стройкой хозяйственной жизни страны проявилось много фак-торов, влияющих на качественные характеристики рынка ра-бочей силы. Свертывание деятельности центральных ведомств и отраслевых министерств, разрыв вертикальных и горизон-тальных экономических связей, установленных в условиях командно-административной системы без учета интересов территорий и трудовых коллективов, резкое ухудшение соци-ально-экономического положения и обострение межреспубли-канского (в пределах СНГ) движения населения негативно сказывается на эффективности использования накопленного производственного потенциала, сбалансированном обеспече-нии трудоспособного населения рабочими местами, способст-вует возникновению локальных очагов безработицы. Эмигра-ция населения в страны дальнего зарубежья в основном ох-ватывает высококвалифицированные кадры, специалистов, способных выдержать конкуренцию на мировом рынке рабочей силы. Для России она будет иметь двоякое последствие - с одной стороны, сократится предложение рабочей силы, с другой - ухудшится ее качество.

Глава 3:

Особенно эффективно снижает безработицу и поддерживает высокий уровень занятости политика активных мер развития трудовых ресурсов, которую в той или иной мере проводит практически каждый регион, выделяя на нее обычно 30-40% всех сумм по государственному финансированию программ рынка труда.

Активные меры, в отличие от пассивных, состоящих в вы-даче пособий по безработице, включает следующие мероприя-тия:

• поощрение мелкого и семейного предпринимательства на максимально благоприятных условиях государственными субсидиями и кредитами;

• обеспечение географической мобильности населения и ра-бочей силы путем представления субсидий и кредитов на переезд с семьей из населенных пунктов с избытком рабо-чей силы в населенные пункты, где есть вакантные места, с гарантией улучшения жилищных и, как правило, матери-альных условий жизни;

• предоставление каждому ищущему работу полной информации о вакантных местах по профессиям, отраслям и населенным пунктам района и республики и создание для этой цели общедоступных банков данных; оплата всех видов услуг по связи отделами кадров предприятий, где есть рабочие места;

• организация общественных работ, в основном для молоде-жи, на строительстве жилья, дорог, в сфере обслуживания на срок до 6 месяцев с гарантированным заработком в пределах 50-100% средней зарплаты по данной профессии;

• финансирование работы в частных фирмах молодежи путем предоставления в течение полугода владельцам предпри-ятий субсидий в виде оплаты 50% издержек на вновь соз-данные рабочие места;

• специальное техническое оборудование на обычных пред-приятиях рабочих мест для инвалидов и выплата субсидий владельцам предприятий за прием инвалидов на работу и частично на их заработную плату;

• стимулирование расширения предпринимательской деятель-ности и сверхурочных работ, а тем самым и более полной занятости путем снижения налогообложения с прибыли и личных доходов.

В системе рынка труда необходимо осуществлять меро-приятия по повышению общеобразовательного уровня безра-ботных и обучению профессиям, имеющим устойчивый спрос на рынке труда:

• не имеющие законченного школьного образования получают его;

• детально выявляются интересы поступающих на курсы: про-водятся предварительные беседы, ознакомление с предме-тами обучения и предстоящей работой, при необходимости сроком до месяца;

• применяются методы индивидуального обучения (принцип так называемого личного модуля), в основе которых лежат подбор предметов, наиболее полно удовлетворяющих инте-ресы обучающихся и предлагающих оптимальные темпы и по-следовательность их освоения;

• учебные курсы ¬составляются силами ведущих специалистов; оплата преподавательского состава проводится на уровне, который существует для специалистов их класса в частных фирмах;

• в максимально возможном числе профессиональных школ на консультативных началах используется опыт наиболее та-лантливых педагогов и воспитателей для постановки мето-дики обучения;

• поддерживается оптимальное, исходя из международного опыта на разных уровнях обучения, соотношение учеников и педагогов (7-8 к 1), которое позволяет осуществлять индивидуальное обучение и следить за качеством подго-товки каждого ученика;

• используется метод опекунства старшекурсников над вновь поступившими, что создает общую благоприятную психоло-гическую атмосферу и обеспечивает всеобщую заинтересо-ванность в успешном обучении.

Чем крупнее затраты на активные меры по поддержанию занятости, при общих более значительных масштабах финан-сирования политики рынка труда, тем ниже, как правило, безработица в регионе и выше общий уровень трудовой ак-тивности населения.

Заключение:

В данной дипломной работе я попыталась дать анализ как научно-теоретического, так и практического аспекта дея-тельности такого составного элемента рыночной экономики, как рынок труда. Я думаю, что из-за чрезмерной обширности данной темы невозможно подробно рассмотреть в одной рабо-ту все стороны этой проблемы. Однако, исходя из всего вы-шесказанного, можно сделать некоторые выводы, обобщая анализ каждого из рассмотренных вопросов.

Итак, теперь можно уже с уверенностью говорить о том, что рынок труда - это не только отношения между наемными работниками как субъектами предложения труда и предприни-мателями как субъектами спроса, возникающие по поводу ку-пли-продажи этого труда. Ведь рынок труда испытывает ко-лоссальное влияние со стороны различных субъектов трудо-вых отношений: это и профсоюзы, отстаивающие интересы на-емных работников, и государство, поддерживающее интересы как работников, так и работодателей посредством специали-зированных организаций и законодательного регулирования трудовых отношений, и предпринимательские объединения, создающиеся в противовес профсоюзам.

Также нельзя замыкаться на каком-либо отдельном сег-менте рынка труда, считая ситуацию на нем общей для рынка труда в целом. Ведь политика государства на рынке труда в целом только тогда может быть результативной, когда она осуществляется дифференцированно для каждого из его сег-ментов. Примером может быть необходимость коренного пре-образования существующей системы подготовки и переподго-товки кадров, которая, по сути, входит в состав потенци-ального рынка труда. Целенаправленное государственное ре-гулирование в этой области в совокупности с другими мера-ми на остальных сегментах может быть по-настоящему эффек-тивной.

В работе был также поставлен вопрос о необходимой сте-пени вмешательства государства в рыночную экономику, и конкретно в сферу трудовых отношений. Применительно к странам с развитой рыночной социально ориентированной экономикой этот вопрос актуален только в тот момент, ко-гда начинается отток капитала за границу, обусловленный чрезмерным налоговым прессом на предпринимателей (основ-ной источник финансирования социальных программ и т.п.). И тут уже ставится вопрос о предоставлении свободы рыноч-ным саморегулирующимся процессам для стимулирования эко-номического роста.

Похожие работы на данную тему