Введение:
Осуществляемый в России в настоящее время переход к рыночным отношениям связан с большими трудностями, воз-никновением многих социально-экономических проблем. Одна из них - проблема занятости, которая неразрывно связана с людьми, их производственной деятельностью.
Рынок предъявляет и требует совершенно иного уровня трудовых взаимоотношений на каждом предприятии. Однако, пока не созданы эффективные механизмы использования тру-довых ресурсов, возникают новые и обостряются старые про-блемы занятости, растет безработица.
Безработица представляет собой макроэкономическую про-блему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму. Поэтому неудивительно, что про-блема безработицы часто является предметом политических дискуссий.
На протяжении многих десятилетий политика управления трудовыми ресурсами в СССР отталкивалась не от интересов человека, а от потребностей, определяемых общей направ-ленностью экономики на преимущественно экстенсивный рост. Она была подчинена задаче преодоления нехватки кадров, изыскания дополнительных источников рабочей силы для укомплектования растущего числа рабочих мест. Это привело к практически полному исчерпанию трудовых ресурсов и чрезмерному вовлечению в народное хозяйство женщин и лиц пенсионного возраста с ограниченной трудоспособностью. В СССР длительное время существовало такое явление, как не-рациональная сверхзанятость. При этом на предприятиях и в организациях имел место раздутый управленческий и вспомо-гательный персонал, количество вакантных рабочих мест в производственной сфере исчислялось миллионами и одновре-менно существовала безработица.
Переход к рыночной экономике неизбежно привел к боль-шим переменам в использовании трудовых ресурсов. С пере-стройкой хозяйственной жизни страны проявилось много фак-торов, влияющих на качественные характеристики рынка ра-бочей силы. Свертывание деятельности центральных ведомств и отраслевых министерств, разрыв вертикальных и горизон-тальных экономических связей, установленных в условиях командно-административной системы без учета интересов территорий и трудовых коллективов, резкое ухудшение соци-ально-экономического положения и обострение межреспубли-канского (в пределах СНГ) движения населения негативно сказывается на эффективности использования накопленного производственного потенциала, сбалансированном обеспече-нии трудоспособного населения рабочими местами, способст-вует возникновению локальных очагов безработицы. Эмигра-ция населения в страны дальнего зарубежья в основном ох-ватывает высококвалифицированные кадры, специалистов, способных выдержать конкуренцию на мировом рынке рабочей силы. Для России она будет иметь двоякое последствие - с одной стороны, сократится предложение рабочей силы, с другой - ухудшится ее качество.
Глава 3:
Особенно эффективно снижает безработицу и поддерживает высокий уровень занятости политика активных мер развития трудовых ресурсов, которую в той или иной мере проводит практически каждый регион, выделяя на нее обычно 30-40% всех сумм по государственному финансированию программ рынка труда.
Активные меры, в отличие от пассивных, состоящих в вы-даче пособий по безработице, включает следующие мероприя-тия:
• поощрение мелкого и семейного предпринимательства на максимально благоприятных условиях государственными субсидиями и кредитами;
• обеспечение географической мобильности населения и ра-бочей силы путем представления субсидий и кредитов на переезд с семьей из населенных пунктов с избытком рабо-чей силы в населенные пункты, где есть вакантные места, с гарантией улучшения жилищных и, как правило, матери-альных условий жизни;
• предоставление каждому ищущему работу полной информации о вакантных местах по профессиям, отраслям и населенным пунктам района и республики и создание для этой цели общедоступных банков данных; оплата всех видов услуг по связи отделами кадров предприятий, где есть рабочие места;
• организация общественных работ, в основном для молоде-жи, на строительстве жилья, дорог, в сфере обслуживания на срок до 6 месяцев с гарантированным заработком в пределах 50-100% средней зарплаты по данной профессии;
• финансирование работы в частных фирмах молодежи путем предоставления в течение полугода владельцам предпри-ятий субсидий в виде оплаты 50% издержек на вновь соз-данные рабочие места;
• специальное техническое оборудование на обычных пред-приятиях рабочих мест для инвалидов и выплата субсидий владельцам предприятий за прием инвалидов на работу и частично на их заработную плату;
• стимулирование расширения предпринимательской деятель-ности и сверхурочных работ, а тем самым и более полной занятости путем снижения налогообложения с прибыли и личных доходов.
В системе рынка труда необходимо осуществлять меро-приятия по повышению общеобразовательного уровня безра-ботных и обучению профессиям, имеющим устойчивый спрос на рынке труда:
• не имеющие законченного школьного образования получают его;
• детально выявляются интересы поступающих на курсы: про-водятся предварительные беседы, ознакомление с предме-тами обучения и предстоящей работой, при необходимости сроком до месяца;
• применяются методы индивидуального обучения (принцип так называемого личного модуля), в основе которых лежат подбор предметов, наиболее полно удовлетворяющих инте-ресы обучающихся и предлагающих оптимальные темпы и по-следовательность их освоения;
• учебные курсы ¬составляются силами ведущих специалистов; оплата преподавательского состава проводится на уровне, который существует для специалистов их класса в частных фирмах;
• в максимально возможном числе профессиональных школ на консультативных началах используется опыт наиболее та-лантливых педагогов и воспитателей для постановки мето-дики обучения;
• поддерживается оптимальное, исходя из международного опыта на разных уровнях обучения, соотношение учеников и педагогов (7-8 к 1), которое позволяет осуществлять индивидуальное обучение и следить за качеством подго-товки каждого ученика;
• используется метод опекунства старшекурсников над вновь поступившими, что создает общую благоприятную психоло-гическую атмосферу и обеспечивает всеобщую заинтересо-ванность в успешном обучении.
Чем крупнее затраты на активные меры по поддержанию занятости, при общих более значительных масштабах финан-сирования политики рынка труда, тем ниже, как правило, безработица в регионе и выше общий уровень трудовой ак-тивности населения.
Заключение:
В данной дипломной работе я попыталась дать анализ как научно-теоретического, так и практического аспекта дея-тельности такого составного элемента рыночной экономики, как рынок труда. Я думаю, что из-за чрезмерной обширности данной темы невозможно подробно рассмотреть в одной рабо-ту все стороны этой проблемы. Однако, исходя из всего вы-шесказанного, можно сделать некоторые выводы, обобщая анализ каждого из рассмотренных вопросов.
Итак, теперь можно уже с уверенностью говорить о том, что рынок труда - это не только отношения между наемными работниками как субъектами предложения труда и предприни-мателями как субъектами спроса, возникающие по поводу ку-пли-продажи этого труда. Ведь рынок труда испытывает ко-лоссальное влияние со стороны различных субъектов трудо-вых отношений: это и профсоюзы, отстаивающие интересы на-емных работников, и государство, поддерживающее интересы как работников, так и работодателей посредством специали-зированных организаций и законодательного регулирования трудовых отношений, и предпринимательские объединения, создающиеся в противовес профсоюзам.
Также нельзя замыкаться на каком-либо отдельном сег-менте рынка труда, считая ситуацию на нем общей для рынка труда в целом. Ведь политика государства на рынке труда в целом только тогда может быть результативной, когда она осуществляется дифференцированно для каждого из его сег-ментов. Примером может быть необходимость коренного пре-образования существующей системы подготовки и переподго-товки кадров, которая, по сути, входит в состав потенци-ального рынка труда. Целенаправленное государственное ре-гулирование в этой области в совокупности с другими мера-ми на остальных сегментах может быть по-настоящему эффек-тивной.
В работе был также поставлен вопрос о необходимой сте-пени вмешательства государства в рыночную экономику, и конкретно в сферу трудовых отношений. Применительно к странам с развитой рыночной социально ориентированной экономикой этот вопрос актуален только в тот момент, ко-гда начинается отток капитала за границу, обусловленный чрезмерным налоговым прессом на предпринимателей (основ-ной источник финансирования социальных программ и т.п.). И тут уже ставится вопрос о предоставлении свободы рыноч-ным саморегулирующимся процессам для стимулирования эко-номического роста.