Введение:
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обще-стве с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм госу-дарственного устройства всегда сопровождается преобразованием государства налоговой системы. В современном обществе налоги - основная форма дохо-дов.
За несколько лет реформ в России произошли значительные изменения: прошла массовая приватизация, появились десятки тысяч независимых пред-приятий и предпринимателей, тысячи коммерческих банков и страховых ком-паний, возник национальный рынок ценных бумаг, резко возросли объёмы внешней торговли.
В новых условиях стало чрезвычайно актуальным создание качественно новой, более совершенной системы сбора налогов, соответствующей глубине проведенных преобразований и масштабам российской экономической систе-мы. Сложившаяся ситуация показала, что мы оказались не вполне готовыми к такому развитию событий. Это особенно стало очевидным в период жёсткой финансовой политики, когда печатный станок перестал быть основным источ-ником пополнения бюджета. Различные виды доходов играют неодинаковую роль в формировании бюджетов разных уровней.
Ещё Адам Смит в своём классическом сочинении «Исследование о приро-де и причинах богатства народов» считал основными принципами налогообло-жения всеобщность, справедливость, определённость и удобность.
С нашей точки зрения, в настоящее время недооценивается такой важный рычаг воздействия на налогоплательщиков, как налоговое воспитание и пропа-ганда налоговой культуры. В этом направлении должна быть разработана соот-ветствующая государственная программа.
Целью настоящей работы является исследование налоговой политики го-сударства в отношении предприятий. Налоговая политика - это совокупность мер и норм, которые предусматривает государство на определенный период времени для формирования эффективной налоговой системы соответствующей задачам этого периода. Налоговая политика - это те основные направления, по которым идет совершенствование налоговой системы, она включает в себя и механизмы реализации налоговой политики.
Глава 3:
Налоговый менеджмент — новая для России теоретическая и практическая область знаний, появившаяся на рубеже веков. По аналогии с финансовым ме-неджментом налоговый менеджмент возник первоначально в хозяйственной среде, т.е. в практической действительности, и лишь впоследствии появились попытки теоретического обобщения и развития этой области знаний. Первой теоретически подкрепленной работой по налоговому менеджменту стала книга Д.Ю. Мельника с одноименным названием, вышедшая в издательстве «Финан-сы и статистика» в 1999 г.
Вместе с тем до настоящего времени публикации по налоговому менедж-менту в большинстве своем сводятся к способам ухода от налогов, а налоговый менеджмент — к налоговому планированию, что заведомо сужает сферу его действия. Широко распространена точка зрения, сводящая налоговый менедж-мент к операциям с оффшорами, означающая лишь нелегальный или полуле-гальный варианты развития этой управленческой функции. И наконец, налого-вый менеджмент в ряде публикаций ограничивается задачей минимизации на-логообложения, причем любыми средствами, что также неприемлемо, так как уменьшение одних налогов зачастую означает увеличение других, а минимиза-ция налогов любыми средствами приводит к санкциям и даже уголовной ответ-ственности.
Сравнительная молодость для нашей страны этой теоретической и практи-ческой области знаний, а также специфика национального налогового законо-дательства и обусловленная этим невозможность трансформации в отечествен-ную экономику зарубежного опыта в области налогового менеджмента объяс-няют недостаток экономической литературы по данному кругу проблем, отсут-ствие единого подхода к этой функции внутрифирменного управления в имею-щихся публикациях и не сложившийся еще понятийный аппарат дисциплины.
Налогам отводится важнейшая роль в функционировании любого нацио-нального государства. Выполняя распределительную, стимулирующую, регу-лирующую и фискальную функции, налоги позволяют сдерживать инфляцию в периоды ее интенсивного роста (кейнсианская модель встроенных стабилиза-торов), бороться с так называемыми провалами рынка, обеспечивать экономи-ческую поддержку развития в периоды кризиса, финансировать капиталовло-жения в непривлекательные для частного капитала сферы.
Заключение:
Итак, как показало проведенное исследование, структура налоговой систе-мы не соответствует требованиям федеративного устройства России. Доходы бюджетов большинства субъектов Федерации формируются в основном за счет отчислений от федеральных налогов и в меньшей степени - трансфертов из фе-дерального бюджета, а не собственных налогов. Это негативно сказывается на социально-экономическом развитии регионов и провоцирует налоговый сепа-ратизм.
Некоторые экономисты видят главную причину неэффективности налого-вой системы в том, что она построена на основе собственной отчетности нало-гоплательщиков об их доходах, поэтому чрезвычайно громоздка. Налоговые службы успевают проверять не более 1,5-2% налогоплательщиков. Низкая ве-роятность проверки и умеренные санкции за нарушения провоцируют граждан и предприятия искажать отчетность, скрывать доходы. Налоговые нарушения стали нормой экономического поведения. Между тем укрытый от налогообло-жения капитал крайне сложно вернуть в производственную сферу даже при же-лании владельцев: поскольку инвестиции стали необычным явлением, они сра-зу привлекают внимание налоговых органов к источнику средств.
Все эти проблемы говорят о кризисе налоговой системы, о том, что она способствует углублению экономического кризиса и ее реформа крайне необ-ходима. Большинство экспертов согласно с тем, что необходимо внести сле-дующие изменения в налоговую систему.
Анализ данных показалт, что в ПТ «Европродукт» большая часть налогов (более 40%) приходится на косвенные, а в их составе - на НДС. Второе место в составе налоговых издержек занимают налоги, относимые на затраты произ-водства (около 33%). Существенна доля и налогов, относимых за счет чистой прибыли предприятия (более 20%).