Введение:
Современное понимание основ социального развития исходит из того, что со-циальная политика государства должна быть направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В связи с этим важным является охрана труда и здоровья людей, установление гарантированного минимального размера оплаты труда, обеспечение государственной поддержки се-мьи, материнства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие социальных служб, установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социаль-ной защиты.
Среди множества разнообразных черт, определяющих соотношения и тенден-ции развития современного общества, есть две характерные черты, значение кото-рых трудно переоценить. Первая из них выражается в том, что деятельность госу-дарства приобретает в официальных документах все большую и большую соци-альную направленность, т.е. при определении приоритетов развития все более и более учитываются потребности человека как высшие ценности общества, в соот-ветствии с которыми строится государственная социальная политика. Неотъемле-мой сферой деятельности любого цивилизованного общества становится создание и совершенствование разветвленной и эффективной системы социальной защиты, основной целью которой является всестороннее оказание разовой или постоянной помощи индивиду, попавшему в трудную жизненную ситуацию, с целью обеспе-чения наиболее полной ее самореализации.
Социально ориентированная рыночная экономика предполагает значительную деятельность государства в решении социальных проблем. Это связано с тем, что рыночная экономика не гарантирует трудящимся право на труд, стандартное обра-зование, не обеспечивает социальную защиту инвалидов, малоимущих, пенсионе-ров. Поэтому возникает необходимость вмешательства государства в сферу рас-пределения дохода путем проведения социальной политики. Осуществляется пере-распределение национального дохода через бюджет, государство реализует систе-му социальных программ.
Глава 3:
Рассмотрим как складываются их отношения в работе по социальной реаби-литации детей инвалидов. В нынешней системе учета и отчетности управления социальной защиты не имеют полного представления о конкретных услугах, кото-рые оказывает центр социального обслуживания и их удельной стоимости. На ос-нове постатейного сметно-бюджетного финансирования нельзя понять, сколько стоит та или иная услуга. Существующий порядок взаимоотношений их двух под-разделений (комитета социальной защиты и центра социального обслуживания) ориентирует последнего не на достижение результата социального обслуживания (например, научить детей-инвалидов самостоятельно одеваться), а на обеспечение процесса такого обслуживания. Если, например, проанализировать форму отчетно-сти центра социального обслуживания о деятельности по реабилитации детей-инвалидов, представляемую в управление социальной защиты, то удастся выяс-нить лишь, сколько детей-инвалидов прошли через центр за отчетный период. Ка-кие это дети, как на них повлияли оказанные услуги и т.д., Комитет социальной защиты ответа не получит. Главное, что перечисляются средства на оплату. Это, отнюдь не упрек сотрудникам муниципальных учреждений социального обслужи-вания, многие из которых работают профессионально и добросовестно, несмотря на невысокую зарплату и недостаточную материально-техническую базу.
Заметим, что достижение хороших результатов не является обязанностью центров социальной защиты. При этом у комитетов социальной защиты отсутству-ет представление об определенных стандартах, гарантирующих качественное ока-зание услуги. Данная проблема высвечивается особенно ярко в тех случаях, когда стремясь расширить сеть социального обслуживания, муниципальные админист-рации открывают новые учреждения или специализированные отделения, не обес-печивая их материально-техническими ресурсами, необходимыми для нормальной работы.
Важной задачей в области повышения эффективности системы социальной защиты является реструктуризация социальных обязательств и создание прозрач-ного механизма оказания социальной помощи, который бы позволил четко выде-лять целевые группы, в ней нуждающихся, контролировать уровень бюджетной помощи им.
В условиях, когда рыночные механизмы все больше проникают в сферу услуг, когда их платность сосуществует с бесплатностью, постепенно меняются принци-пы управления этим сектором экономики (от планирования к прогнозированию развития), а его финансирование становится многоканальным. Главное в нынеш-нем обновлении нормативно-правовой базы – введение минимальных социальных стандартов. При этом социальные стандарты федерального уровня – государствен-ные минимальные социальные стандарты (ГМСС) должны дополняться регио-нальными и местными стандартами.
Заключение:
Формирование рыночной экономики в России невозможно без действенной социальной политики. Социальная политика в переходный к рынку период должна строится на трех основных принципах: приоритетность проблем социальной за-щищенности населения; повышение роли личного трудового дохода в удовлетво-рении социально культурных и бытовых нужд населения и ликвидация на этой ос-нове иждивенчества; организация нового механизма финансирования социальной сферы, т.е. переход от государственного патернализма к социальному партнерству.
Таким образом, в целях создания эффективной системы социальной зашиты населения, в условиях переходного периода необходимо использовать как опыт, накопленный в предыдущий период развития, так и положительный зарубежный опыт и трансформировать его с учетом особенностей нашей страны.
В настоящее время существующая система социальных служб включает госу-дарственную, муниципальную и негосударственную службу. Все социальные службы ориентированы, прежде всего, на обеспечение нуждающихся лиц различ-ными видами социальных услуг.
Социальная работа представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию соци¬ально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагоги¬ческих, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в труд-ной жизненной ситуации.
Таким образом, социальная работа в нашей стране должна занять лидирующее место в системе социальной защиты населения. Эффективность работы организа-ций по социальной защите во многом зависит от продуманности механизма фи-нансирования социальной сферы.
Основным видом финансовых ресурсов организаций социальной сферы явля-ется бюджетное финансирование. Бюджетное финансирование основано на опре-деленных принципах, характеризуется специфическими формами и методами пре-доставления финансовых средств.