Введение:
С развитием рыночных принципов хозяйствования расши¬ряются и усложняются экономические функции местных орга¬нов власти, центр тяжести проводимых реформ смещается на нижние уровни бюджетной системы. К сожалению, адекватного упрочнения финан¬сового потенциала муниципальных образований пока не про¬исходит. Формирование большого числа местных бюджетов, наделение органов власти местного самоуправления широкой самостоятельностью требуют решения вопроса о внешнем контроле за ходом бюджетного процесса на этом уровне.
Укрепление доходной базы местных бюджетов и развитие их самостоятельности — длительный процесс. Успешное решение этих проблем не только позволит адаптировать бюджетные от¬ношения в России к условиям рынка, но и усилит влияние бюджета на процессы финансового оздоровления экономики страны.
В бюджетной системе страны, являющейся главной финансовой базой деятельности государственных органов власти и органов местного самоуправления в сфере эко¬номического и социального развития соответствующих территорий, местные бюджеты — самые многочислен¬ные. Являясь низовым звеном этой системы, они, образ¬но говоря, представляют собой ее фундамент, от укреп¬ления которого зависит прочность и надежность всей сис¬темы. В настоящее время около 60% всех бюджетных рас¬ходов на социальную сферу и более 40% расходов на народное хозяйство сосредоточено в местных бюджетах. Поэтому важнейшим условием стабильности межбюджетных отношении является создание целостной системы формирования финансовой базы бюджетов всех уровней и особенно муниципальных бюджетов.
Принятые за годы реформ законы не создали меха¬низма гарантий местному самоуправлению финансо¬вой самостоятельности и независимости, хотя все они эти принципы провозглашают и на словах гарантиру¬ют. Сегодня Россия в этом вопросе недалеко ушла от жестко централизованной системы, да и то в сторону дальнейшего ущемления прав местного самоуправления. Формирование доходной части местных бюджетов осуществлялось и продолжает осуществляться в основ¬ном не за счет собственных доходов, а путем отчисле¬ния от регулирующих доходов. И даже с учетом этого финансовых ресурсов местным бюджетам катастрофи¬чески не хватает и в доходной части местных бюдже¬тов, несмотря на принятые законы, не снижается удель¬ный вес средств, поступающих в виде финансовой по¬мощи из бюджетов субъектов Федерации.
Актуальность темы бесспорна, так как с развитием рыночных принципов хозяйствования расширяются и усложняются экономические функции местных органов власти, центр тяжести проводимых реформ смещается на нижние уровни бюджетной системы.
Объектом исследования является местный бюджет муниципального образования г.Барыш. Предметом исследования является выявление тенденций и закономерностей формирования и использования местного бюджета
Глава 2:
Основная цель при формировании муниципального бюджета:
- добиться увеличения поступления доходов за счет собственных источников при минимальном дефиците бюджета.
Формирование бюджета муниципального образования основано прежде всего на прогнозе социально-экономического развития (Приложение С), он должен охватывать все сферы деятельности, включая промышленность, сельское хозяйство, социальную сферу (образование, здравоохранение, культура, занятость населения), потребительский рынок и малый бизнес и т.д. и тенденции их развития на планируемый период.
В интересах достижения поставленных целей прежде всего необходимо:
- оценить самообеспеченность и кредитоспособность местного бюджета;
- проанализировать структуру и динамику доходов местного бюджета ;
- проанализировать структуру и динамику расходов местного бюджета;
- дать характеристику исполнения бюджета денежными поступлениями,
взаимозачетами и ценными бумагами;
- провести анализ и оценку основных финансовых потоков муниципального
образования.
Эффективность местного самоуправления определяется прежде всего материальными и финансовыми ресурсами, имеющимися в распоряжении местного сообщества. Финансовые средства органов местного самоуправления должны быть соразмерны предоставляемым в соответствии с законом полномочиям. Собственно финансовые системы, на которых основываются средства местных органов самоуправления, должны быть достаточно разнообразными и гибкими, чтобы следовать, насколько это возможно, за изменением издержек, возникающих при осуществлении компетенции местных органов.
Для совершенствования формирования и исполнения муниципального бюджета Барышского района нужно:
- кроме процентных отчислений от налогов и других платежей по законодательно установленным нормативам, а также сумм, выделяемых из бюджета вышестоящего уровня (дотаций и субвенций), финансовую базу местного самоуправления должны составлять местные налоги и сборы, ставки которых, в рамках закона, вправе устанавливать органы местного самоуправления;
- совершенствование налоговой системы на местном уровне приобретает особую актуальность в связи с тем, что состояние экономики и финансов страны в целом, явная недостаточность собственных закрепленных доходов препятствуют эффективному выполнению органами местного самоуправления своих функций. Специфические особенности последних заключаются в том, что производство общественных товаров и услуг финансируется из местных бюджетов, сами товары и услуги подлежат коллективному потреблению, которое, особенно учитывая снижение жизненного уровня значительной части населения нашей страны, должно быть гарантировано. Возможности органов местного самоуправления пополнять свои бюджеты за счет введения дополнительных местных налогов на сегодняшний день весьма ограничены;
- необходимо ослабить жесткую финансово-бюджетную зависимость от вышестоящих управленческих уровней и создать условия для повышения эффективности системы местного налогообложения. В современных условиях, негативно влияющих на формирование и исполнение местных бюджетов, усиливается внимание к проблемам изыскания дополнительных источников пополнения финансовой базы органов местного самоуправления.
Заключение:
Принятые за годы реформ законы не создали меха¬низма гарантий местному самоуправлению финансо¬вой самостоятельности и независимости, хотя все они эти принципы провозглашают и на словах гарантиру¬ют. Сегодня Россия в этом вопросе недалеко ушла от жестко централизованной системы, да и то в сторону дальнейшего ущемления прав местного самоуправления. Формирование доходной части местных бюджетов осуществлялось и продолжает осуществляться в основ¬ном не за счет собственных доходов, а путем отчисле¬ния от регулирующих доходов. И даже с учетом этого финансовых ресурсов местным бюджетам катастрофи¬чески не хватает и в доходной части местных бюдже¬тов, несмотря на принятые законы, не снижается удель¬ный вес средств, поступающих в виде финансовой по¬мощи из бюджетов субъектов Федерации.
Финансово-экономическая самостоятельность, а следовательно и самостоя-тельность вообще, местного самоуправления может быть обеспечена только в случае наличия достаточных средств для покрытия, как минимум, обязательных расходов местных бюджетов, а также при условии возможности долговременного финансового планирования.
Для создания условий для нормальной работы системы муниципальных финансов следует пересмотреть подходы к формированию и исполнению местных бюд¬жетов.
Необходимо:
- обеспечить четкое раз¬деление муниципальных расходов на текущие и связанные с развитием муниципалитетов;
- каж¬дой категории расходов должны соответствовать дос¬таточные доходы.
Институт местного самоуправления нужно укреп¬лять и развивать не только ввиду его необходимости для оперативного и качественного решения локаль¬ных проблем и в частности проблем социального раз¬вития, но и по причине его крайней полезности для государственного строительства в целом - как проти¬вовеса центробежным устремлением регионов. Задача первостепенной важности - добиться формирования полноценных органов местного самоуправления повсе¬местно на всей территории России.
Только в результате осуществления всех этих мер может быть выстроена сложная система взаимного сба¬лансированного контроля региональных и местных ор¬ганов власти, способствующая стабилизации всего госу¬дарственного организма Российской Федерации.
Все изложенное выше предопределило структуру работы, которая включает в себя две главы, заключение и список используемой литературы. В первой главе исследуются основные понятия, структура и определения муниципальных бюджетов. Здесь же рассмотрены основы бюджетного процесса, правовые основы формирования и использования местных финансов. Вторая глава посвящена анализу формирования и использования местного бюджета. Проблемам исполнения муниципального бюджета и даны рекомендации по совершенствованию формирования и исполнения бюджета Барышского муниципального образования. В заключении подведены итоги исследования и формулируются обобщающие выводы.