Введение:
Организации, осуществляющие коммерческую деятельность на рынке то-варов и услуг, выступают субъектами денежного оборота государства. В про-цессе хозяйственной деятельности предприятия постоянно ведут расчеты с по-ставщиками товарно-материальных ценностей, покупателями, финансовыми, налоговыми органами, органами социального страхования и др. Расчеты между ними осуществляются в денежной форме. Денежные средства предприятия представляют собой совокупность наличных денежных средств предприятия в кассе предприятия, безналичные средства на рублевых и валютных счетах в банках, средств, вложенных в ценные бумаги других организаций и государст-ва, размещенных на специальных счетах в банках, в денежных документах.
Ведение хозяйственных операций, связанных с движением денежных средств, регулируются законами Российской Федерации и нормативными до-кументами (актами) Центрального банка РФ. Организация бухгалтерского уче-та денежно-расчетных операций на предприятии должна соответствовать дей-ствующим нормам закона и требованиям кассовой и расчетной дисциплины.
Основными задачами учета наличных и безналичных расчетов являются: своевременное и правильное документирование операций по движению денеж-ных средств и расчетов, контроль за сохранностью денежных средств и ценных бумаг в кассе предприятия; использованием денежных средств по их целевому назначению; своевременностью расчетов с поставщиками, покупателями (за-казчиками), бюджетом, банками, органами социального страхования, рабочими и служащими и др.; своевременная проверка расчетов с дебиторами и кредито-рами для предупреждения просроченной задолженности.
В дипломной работе рассматривается организация бухгалтерского учета, контроля и анализа наличных и безналичных расчетных операций на предпри-ятии магазин № 12 «Родина» МУП «Ижторг».
Целью данной работы является обобщение полученных в ходе обучения теоретических знаний и применение их на практике для анализа состояния бух-галтерского учета наличных и безналичных расчетов в магазин «Родина». Ор-ганизация учета наличных и безналичных расчетов является одним из важных факторов, влияющих на коммерческие результаты предприятия, поэтому, на мой взгляд, выбранная тема имеет большое практическое значение и актуаль-ность.
В рамках данной темы поставлено несколько основных вопросов:
состояние учета расчетов в современных условиях;
изучение действующей практики по учету наличных и безналичных рас-четов в магазине «Родина»;
В процессе выполнения работы был использован расчетно-конструктивный метод исследования.
Методологической основой исследования послужили труды отечествен-ных и зарубежных ученых-экономистов и практиков, нормативные и законода-тельные акты.
Вопрос организации учета наличных и безналичных расчетов на предпри-ятиях имеет важное значение. Актуальным является контроль за соблюдением кассовой и расчетной дисциплины, правильностью и эффективностью исполь-зования денежных средств, обеспечение сохранности денежной наличности и документов в кассе. В условиях рыночной экономики умелое использование денежных средств может приносить дополнительный доход. Поэтому нужно стремиться рационально использовать временно свободные денежные средства, для получения дополнительной прибыли разрешенными законом способами.
Глава 3:
При тестировании документов на наличие ошибок аудитору достаточно вы-явить пять одинаковых нарушений чтобы сделать вывод о значительном рас-пространении данной ошибки. Дальнейший поиск таких несоответствий можно опустить.
Для проверки правильности отражения операций по расчетам с подотчет-ными лицами аудитор контролирует арифметическую точность и отслеживает взаимоувязку данных аналитического и синтетического учета.
Взаимоувязка аналитический и синтетический данных учета будет зависеть от формы ведения учета на предприятии. Поскольку в магазин «Родина» при-меняется компьютеризованная форма учета, расчет данных по синтетическим счетам и формирование оборотно-сальдовой ведомости производится автома-тически бухгалтерской программой. В данном случае надо сосредоточить вни-мание на правильности занесения проводок по учету кассовых операций в ЭВМ, а также правильность составления формы № 1 “Бухгалтерский баланс” на основе машинограммы “Оборотно-сальдовая ведомость” за отчетный период. (Бухгалтерская программа “1С:Бухгалтерия” позволяет автоматически по дан-ным журнала хозяйственных операций формировать готовую форму № 1, одна-ко в этом случае лучше с удвоенной внимательностью сверить данные Баланса с данными оборотной ведомости, поскольку Баланс будет формироваться верно лишь после тщательной отладки алгоритма этой процедуры и соблюдения оп-ределенных правил отражения операций.)
Заключение:
Рыночные отношения предусматривают хозяйственные связи – это необ-ходимое условие деятельности предприятий, так как они обеспечивают беспе-ребойность снабжения, непрерывность процесса производства и своевремен-ность отгрузки и реализации продукции. Оформляются и закрепляются хозяй-ственные связи договорами, согласно которых одно предприятие выступает по-ставщиком товарно-материальных ценностей, работ или услуг, а другое – их покупателем, потребителем, а значит и плательщиком.
Такая организация расчетов между поставщиками и покупателями оказы-вает непосредственное влияние на ускорение оборачиваемости оборотных средств и своевременное поступление денежных средств.
У предприятия возникают взаимоотношения с персоналом, выполняющим производственное задание, что также влечет за собой расчеты с работниками предприятия, с органами социального обеспечения и другими организациями и лицами. Все эти расчеты осуществляются в денежной форме.
Между предприятиями, учреждениями и организациями расчеты произво-дятся безналично. Безналичные расчеты ведутся путем перечисления (перево-да) денежных средств со счета плательщика на счет получателя с помощью различных банковских операций (кредитных и расчетных), замещающих на-личные деньги в обороте. При этом посредником при расчетах между предпри-ятиями и организациями выступают соответствующие учреждения банков.
Рациональная организация контроля за состоянием наличных и безналич-ных расчетов способствует укреплению и соблюдению платежной дисциплины, выполнению обязательств перед поставщиками и заказчиками, сокращению де-биторской и кредиторской задолженности, ускорению оборачиваемости обо-ротных средств и, следовательно, улучшению финансового состояния предпри-ятий.
При проведении аудита кассовых операций, мною рассмотрено соблюде-ние в магазин «Родина» применимого законодательства РФ при совершении финансово-хозяйственных операций.
Результаты проведенной мной проверки показывают, что проведенные финансово-хозяйственные операции осуществлялись магазин «Родина», во всех существенных отношениях, в соответствии с законодательством.
В результате проверки были случаи незначительных ошибок при оформ-лении приходных и расходных кассовых ордеров, кассовой книги, журнала ре-гистрации приходных и расходных кассовых ордеров; в одном случае не име-лось подписи в получении денег. Выявлено излишнее списание денег по кассе (неправильный подсчет итогов в кассовых документах и отчетах) на сумму 128 руб. и некорректное отражение кассовых операций в регистрах синтетического учета.
Основным общим недостатком системы учета расчетов в магазин «Роди-на» является недостаточный контроль за деятельностью бухгалтерии со сторо-ны руководства предприятия. При такой системе руководитель как бы не явля-ется потребителем бухгалтерской информации в той степени, в которой ему следует им быть теоретически. Практически достаточных усилий по контролю за расчетами с подотчетными лицами руководитель предприятия не приклады-вает, хотя нормативные требования соблюдаются им с возможной точностью.
Практика бухгалтерского учета расчетов на предприятии сталкивается со многими недостатками, связанными с действующим законодательством. Хочет-ся отметить общую громоздкость законодательства, его устаревание и непри-способленность к условиям учета при помощи современной вычислительной техники.