Введение:
Обеспечение эффективного функционирования организации требует грамот-ного управления ее деятельностью, которая во многом определяется умением управлять финансовыми результатами и анализировать их. С помощью анализа изучаются тенденции развития, глубоко и системно исследуются факторы измене-ния результатов деятельности, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эф-фективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия, вырабатывается экономическая стратегия его развития.
Переход на рыночные отношения предопределил необходимость совершенст-вования не только учета и отчетности, но и новый подход к оценке финансовых ре-зультатов предприятия.
Инвестор, желающий выгодно вложить свой капитал в какую-то компанию, а также акционер, получающий дивиденды по ценным бумагам, заинтересованы в объективной информации о финансовом положении предприятия.
Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Чем больше величина прибыли и выше уровень рентабельности, тем эффективнее функционирует предприятие, тем устойчивее его финансовое состояние. Важнейшими среди них являются показате-ли прибыли.
Прибыль является показателем, наиболее полно отражающим эффективность производства, объём и качество произведённой продукции, состояние производи-тельности труда, уровень себестоимости. Вместе с тем прибыль оказывает стиму-лирующее воздействие на укрепление коммерческого расчёта, интенсификацию производства при любой форме собственности.
Становление рыночных отношений сопровождается повышением роли при-были как материальной основы движения экономических интересов предприятия (в виде работников и учредителей) и государства. Дело в том, что акционерное, арендное, частное или другой формы собственности предприятие, получив финан-совую самостоятельность и независимость, вправе решать, на какие цели и в каких размерах направлять прибыль, оставшуюся после уплаты налогов в бюджет и дру-гих обязательных платежей и отчислений.
Глава 3:
Анализ данных таблицы 14 показывает, что по итогам прошедшего года вы-ручка Компании составила 305 млн. руб. По подразделениям основная масса вы-ручки: 258 млн. руб. или 85% была получена по основному производству Компа-нии. Из этой суммы 215 млн. руб. или 83% было получено от продажи пива в бу-тылках, 21 млн. руб. или 8% - пива в кегах, 12 млн. руб. или 5% - пива в бочках, 10 млн. руб. или 4% - солода и другой продукции.
По другим подразделениям 27 млн. руб. или 9% всей выручки Компании со-ставила торговая наценка Фирменной торговли; 1,3 млн. руб. составила выручка ПСХ; 513 тыс. руб. – торговая наценка московского филиала; 332 тыс. руб. – тор-говая наценка филиала в Нижнем Новгороде; 76 тыс. руб. – наценка столовой и 3 млн. руб. составила прочая реализация, т.е. выручка от продажи дробины, автоус-луг и т.д.
Из прибыли от реализации, на прибыль по основному производству приходит-ся 54 млн. руб. или 95%. Из них 43 млн. руб. или 80% было получено от продаж пива в бутылках, 9 млн. руб. или 17% - пива в кегах, 1 млн. руб. или 2% - пива в бочках, 1,5 млн. руб. или 3% - солода и другой продукции. Соответственно средняя рентабельность по пиву в бутылках составляла 25%, в кегах – 72%, в бочках – 7%, по солоду и другой продукции в среднем 17%.
При этом тенденция снижения прибыли, вследствие опережающего повыше-ния цен на сырье, стала в 2004 году очевидной. Если в 1 квартале средняя рента-бельность по основному производству составляла 31%, то в 4 квартале – лишь 4 %, причем по ряду сортов бутылочного пива: «Ульяновскому», «Витязь-Янтарное» и пиву в бочках в 4 квартале были получены убытки.
По другим подразделениям 4,9 млн. руб. составила прибыль Фирменной тор-говли. Остальные подразделения Компании были в прошедшем году убыточными. Убыток по столовой составил 853 тыс. руб., ПСХ – 278 тыс. руб., Московского фи-лиала – 237 тыс. руб., Нижегородского филиала – 235 тыс.руб.
По прочей реализации, т.е. реализации дробины, автоуслуг и т.д. было начис-лено 788 тыс. руб. прибыли.
Заключение:
Подводя итоги проделанной работы, можно сделать следующие выводы. По-казатели финансовых результатов характеризуют не высокую эффективность хо-зяйствования предприятия. Важнейшими среди них являются показатели прибыли, которая в условиях рыночной экономики создает основу экономического развития предприятия.
Прибыль, как экономическая категория, отражает чистый доход, создаваемый в сфере материального производства, в процессе предпринимательской деятельно-сти. Она является показателем, наиболее полно отражающим эффективность про-изводства, объем и качество произведенной продукции, состояние производитель-ности труда, уровень себестоимости.
Величина прибыли является управляемым параметром для работников финан-совых служб предприятия. Управлять прибылью необходимо на всех стадиях про-изводственно-коммерческого цикла, начиная от закупок сырья и материалов и кончая сбытом продукции. Эффективность управления прибылью возрастает в на-правлении, обратном движению производственно-технологического процесса.
Теоретической базой управления финансовыми результатами деятельности предприятия является принятая для всех предприятий, независимо от формы соб-ственности, единая модель хозяйственного механизма предприятия в условиях ос-нованная на формировании прибыли. Она отражает присущие всем предприятиям, функционирующим в условиях рынка как независимые товаропроизводители, единство целей деятельности, единство показателей финансовых результатов, единство процессов формирования и распределения прибыли, единство системы налогообложения.
Проблема управления прибылью неоднозначна. С одной стороны прибыль должна быть как можно больше, потому, что это финансовый результат, характе-ризующий достижение конечных целей бизнеса, повышение его инвестиционных возможностей и привлекательности. С другой стороны, показать в отчетах боль-шую прибыль не выгодно потому, что возрастают налогооблагаемая база и сумма налога. Отсюда возникает проблема оптимизации прибыли.