Введение:
Анализ опыта экономических реформ показал, что эффективность работы предприятий во многом зависит от состояния внутреннего планирования. Сложившаяся на предприятиях методология и методика планирования базируется на концепции централизованного народнохозяйственного планирования, созданной применительно к условиям бывшего хозяйственного комплекса Советского Союза, и не в полной мере соответствует рыночному, хозяйственному механизму. Основные недостатки действующей системы планирования сводятся к следующему: предприятия необоснованно отказались от перспективного планирования, мотивируя это неопределенностью условий хозяйствования и динамизмом внешней среды. Принимаемые плановые решения охватывают период не более года. В основном же планы разрабатываются на квартал с разбивкой заданий по месяцам. Составляемые планы носят фрагментарный характер, не содержат необходимых разделов и показателей, что не способствует целостности и комплексности планирования и снижают эффект от его применения в производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Различные разделы текущих планов разрабатываются на разной исходной информационной базе, что приводит к расcогласованности плановых заданий по различным областям производственно-хозяйственной деятельности и структурным подразделениям предприятия. Составляемые планы, будучи по своей форме директивными, не содержат механизма корректировки в процессе их реализации, не выполняются, что вносит определенную дезорганизацию в работу структурных подразделений предприятия и подрывает доверие исполнителей к возможностям средств и методов планирования, снижает исполнительскую и финансовую дисциплину и ответственность за конечные результаты деятельности предприятий.
Глава 3:
Для составления прогнозного баланса возьмём основные его статьи из отчетного (см. таблицу 3.2.1).
Нам известны уже некоторые статьи из составленных ранее двух планов. Так, у предприятия появляются основные средства в виде автомашин, первоначальная стоимость которых составляет 1350000 руб. Автомашины являются основным капиталом и поэтому будут учтены нами в активе баланса. Закупка автомобилей будет производиться за счёт получаемой предприятием прибыли в течение года. Рассчитаем величину собственного капитала. Собственный капитал на конец года планируемого периода увеличится ещё на величину амортизационных отчислений, которые будут произведены в будущем году. Всего увеличение собственного капитала составит:
2800370+1805901 (чистая прибыль) + 67500 (отчисления в амортизационный фонд) = 4673771 руб.
Чистую прибыль возьмём из прогнозного отчёта о прибылях и убытках, она составит 1805901 руб., стоит отметить, что фактически она также является частью собственного капитала предприятия, который будет к 1 января 2006 года.
Величина текущих активов в отчётном периоде составляла 12483948 руб., это 54,7% от полученной выручки 22811130 руб. Мы предполагаем, что в следующем плановом периоде, доля текущих активов относительно планируемой выручки не изменится и составит также 54,7%, но уже от 28423125 руб. Текущие активы на конец 2005 года составят: 28423125х0,547=15547449 руб., аналогично рассчитываются и другие статьи актива и пассива планового баланса.
Но мы видим, что после наших расчётов величина всех активов (16897449 руб.) превысила обязательства (16753599 руб.) на 143850 руб., - именно такая сумма необходима нам в следующем году для покрытия всех наших расходов, исключая имеющиеся средства. Если не получится эти средства изыскать у основного общества, необходимо будет взять банковский кредит. После получения кредита в банке наш прогнозный баланс несколько изменит вид (см. таблицу 3.2.2).
Таблица 3.2.2 - Прогнозный баланс филиала ООО «УАЗ Автотранс» на 2006 год
Заключение:
В заключении необходимо констатировать, что переход к рыночной экономике отнюдь не отменяет необходимость прогнозирования и планирования в экономике, а выводит задачи экономического планирования и прогнозирования на более высокий уровень, требуя большей ответственности при проведении мероприятий по планированию и прогнозированию на предприятии, так как от этого зависит, в самом прямом смысле, выживаемость этого предприятия в жестких рамках реального рыночного хозяйства.
Изучив теоретические основы финансового планирования, можно заключить, что финансовые планы в условиях рыночной экономики перестали носить директивный характер. Процессы формирования, распределения и использования фондов денежных ресурсов стали исключительной прерогативой самих предприятий. Новая методология финансового планирования и контроля упорядочила финансовые взаимоотношения между субъектами хозяйствования и бюджетом. В этом отношении процедуры финансового планирования упростились. В то же время значительно повысилась ответственность финансовых работников предприятий за качество принятых плановых решений.
На предприятии ООО «УАЗ Автотранс» финансовое планирование самостоятельно не осуществлялось. Рассчитав коэффициенты, характеризующие финансовую независимость, применительно к новому балансу, было установлено, что удельный вес собственного капитала на конец планового периода составит 28%, когда как на начало года он составлял 22%. Можно сказать - предприятию есть к чему стремиться.
Анализ финансовых показателей предприятия показывает, что в 2005 году по сравнению с 2004 годом, выручка от реализации продукции выросла и составит 5611995 руб. Данное положительное изменение будет достигнуто за счет поиска новых потребителей продукции и увеличения объемов продаж прежним потребителям.