Введение:
В современных экономических условиях деятельность каждого хозяйственного субъекта является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений, заинтересованных в результатах его функционирования. Чтобы обеспечивать выживаемость предприятия в современных условиях, управленческому персоналу необходимо, прежде всего, уметь реально оценивать финансовые состояния, как своего предприятия, так и существующих потенциальных конкурентов. Финансовое состояние – важнейшая характеристика экономической деятельности предприятия Она определяет конкурентоспособность, потенциал в деловом сотрудничестве, оценивает, в какой степени гарантированы экономические интересы самого предприятия и его партнёров в финансовом и производственном отношении. Однако одного умения реально оценивать финансовое состояние недостаточно для успешного функционирования предприятия и достижения им поставленной цели.
В системе принятия решений данные, полученные путём анализа финансового состояния организации, представляют собой один из наиболее существенных элементов. Практически все пользователи данных бухгалтерского учёта и финансовых отчётов в той или иной степени используют методы финансового анализа для принятия решений.
С развитием рыночных отношений появилось множество новых способов для финансирования (например, эмиссия акций, ускоренная амортизация и т.д.) и теоретически расширились возможности по привлечению средств. Однако российские предприятия лишились прежних источников финансирования; так, например, государственная поддержка предприятий в настоящее время сведена к минимуму.
Базой для принятия различных управленческих финансовых решений являются данные финансового анализа. Правильный выбор методики и приемов анализа позволяет с большой степенью точности определить финансовые перспективы собственного предприятия и финансовые возможности деловых партнеров и конкурентов.
И все эти пользователи бухгалтерской информации, прежде всего, ставят себе задачу провести анализ финансового состояния предприятия на базе его бухгалтерской отчетности, чтобы на его основе сделать вывод о направлениях своей деятельности.
Анализ финансового состояния имеет свои источники, свою цель и свою методику. Источниками информации являются формы квартальных и годовых отчетов, включая приложения к ним, а также сведения, привлекаемые из самого учета, когда такой анализ проводится внутри самого предприятия.
Цель анализа финансового состояния - дать руководству предприятия картину его действительного состояния, а лицам, непосредственно не работающим на данном предприятие, но заинтересованных в его финансовом состоянии, - сведения, необходимые для беспристрастного суждения (например, рациональности использования вложенных в предприятия дополнительных инвестиций и тому подобное).
Поэтому повышение эффективности работы предприятия является актуальной темой современного предприятия, следовательно, выбранная тема дипломной работы актуальна.
Цель написания дипломной работы является рассмотрение теоретической основы, сущности анализа финансового состояния на основе этого проанализировать его основные показатели с определением направления улучшения финансового состояния предприятия. Для раскрытия поставленной цели решаются следующие задачи:
- определить значение, сущность и методы финансового анализа;
- проанализировать основные показатели развития предприятия, ликвидность платежеспособность, уровень финансовой устойчивости и деловой активности;
Глава 3:
уменьшение производственных издержек и накладных расходов по производимым фирмой товарам и услугам.
Многие организации в России сейчас сталкиваются с рыночными трудностями. Их руководители изо всех сил борются за выживание в рамках меняющихся потребительских отношений и скудеющих финансовых ресурсов. В поисках ответов на возникающие перед ними проблемные вопросы многие организации поневоле поворачиваются лицом к маркетингу. Маркетинг выступает основной концепцией управления в условиях рынка. При этом важно не только изучение теории маркетинга, но и улучшение умения его практически применять.
Маркетинг - это одновременно и комплекс мероприятий в области исследования торгово-сбытовой деятельности предприятия, связанный с изучением всех факторов, оказывающих воздействие на процесс производства и продвижения товаров и услуг от производителя к потребителю [33, С.11-17]. В него входит: изучение потребителя, мотивов его поведения на рынке; исследование продукта (услуг); анализ форм и каналов сбыта продукции, а также объёма товарооборота предприятия; изучение конкурентов, определение форм и уровня конкуренции; выявление особенностей рекламной деятельности; определение наиболее эффективных способов продвижения товаров на рынке; изучение своей «ниши» на рынке (имеется ввиду, область производственной деятельности, в которой предприятие располагает наилучшими возможностями в сравнении с потенциальными конкурентами) в целях реализации своих сравнительных преимуществ для увеличения товарооборота.
На сегодняшний день маркетинг представляет нечто большее, нежели просто проталкивание товаров и услуг на рынке. Маркетинг - двусторонний процесс: в распоряжение фирмы поступает информация о потребностях покупателя с тем, чтобы она могла разработать и предложить ему необходимые товары и услуги. Маркетинг, таким образом, основан на союзе потребителя и производителя. Следовательно, маркетинг выступает как процесс планирования и управления разработкой изделий и услуг, ценовой политикой, продвижением товаров к покупателю и сбытом.
В качестве же наиболее часто используемых приемов, которые используют для улучшения финансового состояния предприятия можно предложить следующее:
- ежедневно следить за соотношением дебиторской и кредиторской задолженностей;
- дебиторскую задолженность покупатели могут погашать не всю сразу, а каждый день понемногу;
- использовать прием скидок при досрочной оплате;
- требовать предварительную оплату за продукцию;
- для погашения дебиторской задолженности использовать форму натуроплаты, когда задолженность гасится своим товаром или услугами.
Заключение:
Правильный выбор методики и приемов анализа позволяет с большой степенью точности определить финансовые перспективы собственного предприятия и финансовые возможности деловых партнеров и конкурентов. В дипломной работе были исследованы методологические аспекты финансового анализа предприятия. Основу финансового анализа составляет коэффициентный метод, с помощью которого определяются основные соотношения и зависимости между элементами активов и пассивов предприятия и тенденции их развития во времени.
Развитие рыночных отношений повышает ответственность и самостоятельность предприятий в выработке и принятии управленческих решений по обеспечению эффективной их работы. Результаты производственной, коммерческой, финансовой и других видов хозяйственной деятельности зависят от разнообразных факторов, находящихся в разной степени связи между собой и итоговыми показателями.
Их действие и взаимодействие различны по своей силе, характеру и времени. Причины или условия, порождающие эти факторы, также различны. Не вскрывая и не оценивая направление, активность и время их действия, нельзя обеспечить эффективность управления. Качественно выполнить эту сложную работу можно только с помощью комплексного анализа хозяйственной деятельности, отвечающего современным требованиям развития рыночной экономики.
Анализом охватываются все основные экономические показатели во взаимосвязи с техническими (технологическими), социальными, организационными и другими процессами хозяйственной деятельности, которые характерны для промышленных предприятий, являющихся основным звеном всех отраслей народного хозяйства.
Конечным звеном для анализа является прибыль. Она представляет собой реализованную часть чистого дохода, созданного прибавочным трудом. Прирост прибыли может быть достигнут не только благодаря увеличению трудового вклада коллектива предприятия, но и за счет других факторов. Поэтому на каждом предприятии необходимо проводить систематический анализ формирования, распределения и использования прибыли.
Безусловно, интерес к подходам, методам и процедурам оценки финансового состояния предприятий с развитием рыночной среды в российских условиях будет только возрастать. С необходимостью должны появиться модели и алгоритмы, построенные на данных отечественной финансовой статистики, ориентированные на российские принципы учета и специфику деловой активности. Подобная деятельность рано или поздно потребует построения стройной единой теории финансовой оценки с глубокой проработкой фундаментальных положений, аксиоматики, фиксацией специфического лексикона, выработкой механизмов построения выводов и обоснования финансовых решений.
В данной работе предпринята попытка рассмотреть наиболее интересные идеи в оценке финансового состояния, которые нашли признание в мировой экономической науке и практике, некоторым образом классифицировать существующие методики. Адаптировать их расчетные алгоритмы к российской специфике и сформировать на их основе комплексную систему оценки финансового состояния, которая позволила бы всесторонне изучать финансовые грани предприятий и, в конечном итоге, способствовала бы повышению общего качества принимаемых управленческих решений, как на уровне отдельных подразделений, так и в экономике в целом.
Цель проведения анализа – повышение эффективности функционирования хозяйствующих субъектов и поиск резервов такого повышения.
Проанализировав финансовое состояние предприятия и на основании данных отчетности теперь мы можем представить реальную картину финансового состояния предприятия, и ее изменение в течение 2002-2003 гг.