Дипломная по теме: Управление дебиторской задолженностью предприятия

Название работы: Управление дебиторской задолженностью предприятия

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Бухучет, управленч.учет

Страниц:

63 стр.

Год сдачи:

2006 г.

Содержание:

Введение 3

Глава 1 Управление дебиторской задолженностью, как элемент системы внутреннего контроля

5

1.1 Понятие, сущность и виды дебиторской задолженности 5

1.2 Условия построения системы управления дебиторской задолженности 7

1.3 Контроль за движением дебиторской задолженности 14

1.4 Методика анализа состояния расчетов и управления дебиторской задолженностью

17

Глава 2 Анализ практики управления дебиторской задолженностью предприятия 28

2.1 Анализ дебиторской задолженности по годам 29

2.2 Сравнительный анализ динамики и структуры дебиторской и кредиторской задолженности

31

2.3 Анализ оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности 35

2.4 Влияние дебиторской задолженности на платежеспособность и финансовую устойчивость

37

Глава 3 Основные направления совершенствования управления дебиторской задолженностью

48

Заключение 56

Список использованных источников 61

Выдержка:

Введение:

В последнее время в нашей стране уделялось мало внимания проблеме управ-ления дебиторской задолженностью, ибо правила игры, сложившиеся на российском рынке, по¬зволяли получать большую по западным стандартам прибыль за счет фак-торов, не имеющих никакого отношения к оптимизации огра¬ниченных ресурсов, во-влекаемых в производство. Однако времена по¬лучения легкой прибыли прошли и поэтому предприятия вынуждены управлять дебиторской задолженностью таким образом, чтобы, не сорвав выполнение производственной программы, минимизиро-вать при этом все возможные затраты, связанные с покупкой и хранением.

Эффективное управление дебиторской задолженностью предприятия на сего-дняшний день является одной из первоочередной и актуальной задачей, для реше-ния которой требуется провести исследования в этой области.

Целью данной работы является разработка на основе анализа предметно-объектного материала предложений по минимизации текущей дебиторской задол-женности на примере Ульяновской ТЭЦ-1.

Для достижения цели исследования были решены следующие задачи:

- рассмотрены методы управления дебиторской задолженностью предпри-ятия;

- рассмотрены методы эффективного управления дебиторской задолженно-стью предприятия;

- приведена методика проектирования системы управления дебиторской задолженностью;

- проанализирован процесс управления дебиторской задолженностью Улья-новской ТЭЦ-1.

Объектом исследования работы является процесс управления дебиторской за-долженностью.

Предмет исследования – это факторы, влияющие на эффективное управление дебиторской задолженностью в их причинно-следственных связях и методы управ-ления ими.

Работа состоит из введения, трёх разделов, заключения и списка использован-ной литературы.

Во введении определены актуальность, цели и задачи, объект и предмет ис-следования, характеристика степени разработанности темы, методическая и инфор-мационная база.

В первом разделе рассматривается теоретические аспекты управления деби-торской задолженностью. В ней изложены сущность, цель, функции и роль управ-ления дебиторской задолженностью в рыночной экономике.

Во втором разделе проанализировано финансовое состояние предприятия. Рас-сматривается методология управления дебиторской задолженностью на предпри-ятии.

Глава 3:

Если в результате сбора соответствующей информации выясняется, что орга-низация - должник не ликвидирована, то необходимо применить претензионный, а в тех случаях, если подходит к концу предельный срок исполнения обязательств по расчетам за поставленную продукцию (согласно Указу Президента РФ от 20 декабря 1994 г. N 2204 равен трем месяцам с момента фактической отгрузки продукции), - судебный (арбитражный) порядок урегулирования споров.

Если организация - должник ликвидирована, то дебиторская задолженность признается безнадежным долгом. При этом необходимо иметь в виду, что докумен-том, подтверждающим ликвидацию организации - должника, в соответствии с п.8 ст.63 ГК РФ может являться только запись о ликвидации в Едином государственном реестре (или выданное на ее основе письмо из налогового органа, где состояла на учете ликвидированная организация).

Решение по поводу признания задолженности безнадежной и ее списания при-нимает (санкционирует списание) руководитель (директор) организации по соответ-ствующей докладной записке главного бухгалтера, составленной на основании пред-ставленных начальником отдела сбыта необходимых материалов, подтверждающих ликвидацию организации - должника (покупателя).

Списание дебиторской задолженности обязательно оформляется приказом или распоряжением руководителя предприятия.

Если организация - должник (покупатель) не ликвидирована, то далее воз-можны следующие варианты процедур.

1. Неистребованная дебиторская задолженность покупателя (та, по которой не приняты все возможные меры к ее взысканию, т.е. либо претензионный (досудеб-ный), либо судебный порядок урегулирования споров) по санкции главного бухгал-тера списывается на убытки (не уменьшая финансовый результат, учитываемый при налогообложении прибыли) организации по истечении 4-х месяцев со дня фактиче-ского осуществления отгрузки.

2. Неистребованная дебиторская задолженность покупателя по санкции дирек-тора (документально оформленный приказ или распоряжение) на основании пред-ставленных главным бухгалтером материалов списывается в общеустановленном порядке по истечении срока исковой давности (согласно ст.196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года).

При этом как истребованная, так и неистребованная дебиторская задолжен-ность покупателя должна учитываться на забалансовом счете 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов» в течение пяти лет для на-блюдения за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного по-ложения должника.

В отчетном году организации не удалось добиться погашения части задол-женности дебиторами, наоборот, суммы краткосрочной и долгосрочной дебитор-ской задолженности к концу года значительно возросли.

Если доля просроченной задолженности в начале отчетного года составляла 30% от общей суммы краткосрочной дебиторской задолженности, то к концу года она повысилась до 39,5%.

Вместе с тем наблюдается положительная тенденция, связанная со снижением остатка просроченной дебиторской задолженности длительностью свыше 3 месяцев на 7,3%.

Значительное влияние на платежеспособность организации оказывает увели-чение доли просроченной долгосрочной дебиторской задолженности в 5,8 раза.

Из нее на конец года 10,8% занимает задолженность со сроками погашения свыше 3 месяцев.

Аналогичная ситуация складывается в расчетах организации с кредиторами. Несвоевременное погашение дебиторской задолженности привело к нарушению сроков погашения обязательств перед кредиторами. Хотя, как свидетельствуют дан-ные таблицы 1, в основном в балансе преобладает обычная задолженность постав-щикам и подрядчикам.

За отчетный год также изменилось соотношение краткосрочной и долгосроч-ной кредиторской задолженности. Преобладает краткосрочная задолженность, кото-рую организация рассчитывает погасить в течение следующего года при условии своевременного погашения в течение этого же года долгов дебиторами.

Несмотря на меньший удельный вес долгосрочной кредиторской задолженно-сти ее величина к концу года также возросла. Однако в течение года предпринима-лись попытки погасить все текущие обязательства перед кредиторами по имеющей-ся и возникшей долгосрочной кредиторской задолженности. Таким образом, доля задолженности сроком свыше 3 месяцев в общей сумме долгосрочной задолженно-сти снизилась до 19,5% к концу года.

Заключение:

Анализ и управление кредиторскими и дебиторскими долгами являются од-ними из важнейших факторов максимизации нормы прибыли, увеличения ликвид-ности, кредитоспособности и минимизации финансовых рисков.

Правильно разработанная стратегия управления кредиторскими долгами по-зволяет своевременно и в полном объеме выполнять возникшие обязательства перед клиентами, что способствует созданию репутации надежной и ответственной фир-мы.

Основная трудность филиала ОАО «Волжская территориальная генерирующая компания» Ульяновская ТЭЦ-1 - хронические неплатежи. Компания для борьбы с этим бедствием ограничивала подачу электроэнергии самым злостным неплатель-щикам. Но самые большие кредиторы – это администрация области и коммунальные хозяйства.

Основная задача, стоящая перед филиалом ОАО «Волжская территориальная генерирующая компания» Ульяновской ТЭЦ-1 - получить заработанные деньги. Без-надежная дебиторская задолженность имеет тенденцию к увеличению, как и деби-торская задолженность в целом.

Данная проблема может решиться только на правительственном уровне, так как главный дебитор ОАО «Волжская территориальная генерирующая компания» это государство.

В данной работе раскрыты сущность дебиторской задолженности, рассмотрен зарубежный опыт управления дебиторской задолженностью; методика управления дебиторской задолженностью.

По результатам проведенного анализа дебиторской задолженности можно сказать, что с 2002г по 2005г. темп роста дебиторской задолженности увеличился, что свидетельствует о не достаточно эффективном контроле за дебиторской задол-женностью.

На протяжении всего исследуемого периода дебиторская задолженность нахо-дилась приблизительно на одном уровне, с тенденцией к увеличению в последний год почти вдвое. В то же время объемы выручки организации за данный период не-достаточно стабильны, что может свидетельствовать о существующих в организа-ции проблемах.

В отчетном году организации не удалось добиться погашения части задол-женности дебиторами, наоборот, суммы краткосрочной и долгосрочной дебитор-ской задолженности к концу года значительно возросли.

Если доля просроченной задолженности в начале отчетного года составляла 30% от общей суммы краткосрочной дебиторской задолженности, то к концу года она повысилась до 39,5%.

Вместе с тем наблюдается положительная тенденция, связанная со снижением остатка просроченной дебиторской задолженности длительностью свыше 3 месяцев на 7,3%.

Значительное влияние на платежеспособность организации оказывает увели-чение доли просроченной долгосрочной дебиторской задолженности в 5,8 раза.

Из нее на конец года 10,8% занимает задолженность со сроками погашения свыше 3 месяцев.

Похожие работы на данную тему