Введение:
В условиях рыночной экономики прибыль составляет основу экономиче-ского развития предприятия, характеризует абсолютную эффективность по хо-зяйствованию. Рост прибыли определяет рост потенциальных возможностей предприятия, создает финансовую базу для самофинансирования, расширенно-го воспроизводства, решение проблем социальных и материальных потребно-стей трудовых коллективов. За счет прибыли выполняется также часть обяза-тельств перед бюджетами, банками и другими предприятиями и организация-ми.
Финансовые результаты являются, с одной стороны, важнейшими показа-телями деятельности хозяйствующего субъекта, а с другой - оказывают боль-шое влияние на его дальнейшее развитие. Поэтому анализ и планирование при-были имеет важное значение в условиях рыночной экономики, когда предпри-ятия могут рассчитывать исключительно на собственные силы.
Таким образом, показатели прибыли становятся важнейшими для оценки производственной и финансовой деятельности предприятия. Характеризуя сте-пень его деловой активности и финансового благополучия, они являются наи-лучшим мерилом финансового здоровья предприятия.
Вместе с тем вызывает сложность в настоящее время и решение проблемы оптимизации прибыли. Увеличение массы прибыли отражает рост результатив-ности работы предприятия. Однако, действующая система налогообложения доходов вынуждает хозяйствующих субъектов скрывать свои доходы, исполь-зовать все легальные возможности манипулирования величиной прибыли для снижения налогооблагаемой базы.
Все приведенные выше аргументы и определяют актуальность выбранной темы дипломной работы.
Глава 3:
Эта формула показывает, что прибыльность средств предприятия и их ис-точников обусловлена как ценообразовательной политикой предприятия и уровнем затрат на производство, так и деловой активностью предприятия, из-меряемой оборачиваемостью средств и их источников. Формула указывает на пути повышения рентабельности: при низкой прибыльности продаж необходи-мо стремиться к ускорению оборота производственных активов и, наоборот, низкая деловая активность предприятия может быть компенсирована только снижением затрат на производство продукции или ростом цен на продукцию, т. е. повышением рентабельности продаж.
Данная формула отражает не только зависимость рентабельности активов от рентабельности реализации и от оборачиваемости, но и показывает:
- значение коэффициента оборачиваемости активов для обеспечения кон-курентоспособного уровня рентабельности активов;
- значение коэффициента реализованной продукции;
- возможность альтернативного выбора между рентабельностью реализо-ванной продукции и скоростью оборота активов предприятия в
процессе поиска пути сокращения или увеличения соответствующего уровня рентабельности активов /27/.
Дробление рентабельности активов на две составляющие позволяет вы-явить, что является причиной недостаточного высокого уровня этого показате-ля: рентабельность реализации, скорость оборачиваемости или оба эти показа-теля вместе.
Увеличение рентабельности реализации может быть достигнуто сокраще-нием расходов, повышением цен на реализуемую продукцию, а также превы-шением темпов роста объема реализованной продукции над темпами роста рас-ходов. Снижение расходов может происходить за счет использования более дешевого сырья и материалов, автоматизации производства с целью роста про-изводительности труда (однако, это в свою очередь может привести к увеличе-нию активов и, следовательно, снизить скорость их оборота); сокращение ус-ловно-постоянных расходов (расходы на рекламу, научно-исследовательские разработки, совершенствование системы управления).
Повышение цен на реализуемую продукцию (услуги) также может слу-жить средством увеличения рентабельности активов. Однако в условиях ры-ночной экономики это довольно сложная задача.
Увеличение скорости оборачиваемости активов может быть обеспечено посредством увеличения объема реализации при сохранении активов на посто-янном уровне или при уменьшении активов. Так предприятие может;
- сохранить материально-производственные запасы (при условии посто-янного контроля за уровнем этих запасов);
- ускорить темпы оплаты дебиторской задолженности;
- выявить и ликвидировать неиспользуемые основные средства;
- использовать денежные средства, полученные в результате выше пере-численных действий для погашения долга, выкупа своих акций, или для вложения в другие, более доходные виды деятельности /29/.
Еще одна факторная модель рентабельности вводит в анализ показатель чистой рентабельности (прибыльности) акционерного капитала и является мо-дификацией выше приведенной формулы Дюпона.
Заключение:
В условиях рыночной экономики прибыль является важнейшим показате-лем, характеризующим производственную и хозяйственную деятельность пред-приятия. Показатели прибыли позволяют оценить степень деловой активности, надежности и финансового благополучия, хозяйственного субъекта. Получение достаточной прибыли необходимо для поддержания экономической жизнеспо-собности предприятия, сохранения возможности дальнейшего вложения капита-ла.
Обобщенно наиболее важные показатели прибыли представлены в форме № 1 годовой и квартальной бухгалтерской отчетности "Бухгалтерский баланс", в форме № 2 "Отчет о финансовых результатах" и в форме № 3 "Приложение к балансу".
В настоящее время предприятия практически отказались от планирования прибыли или проводили его упрощенными методами, уже изжившими себя. Это недостатки. Их применение в «нынешней» ситуации не оправдано, т. к. эти методы не учитывают протекающих инфляционных процессов. А также не по-зволяют оценить возможности предприятия в среднесрочный и долгосрочный период.
В связи с этим считается, что наиболее перспективным является пофактор-ный метод планирования прибыли. Этот метод имеет прогнозный характер, по-зволяет учесть инфляционные изменения, использует гибкие показатели и чет-кую систему факторов, влияющих на них, что дает возможность выбрать опти-мальный вариант плана прибыли.
Проведенный факторный анализ прибыли ОАО «Волгателеком» показал, что плановая прибыль от реализации при заданных условиях формируется под влиянием следующих факторов:
- рост объема реализации продукции, услуг (+ 4074,9 тыс. руб.);
- снижение себестоимости сравнимой продукции, услуг (+ 15987,1 тыс. руб.);
- оказание нового вида услуг (+2022,4 тыс. руб.);
- изменение цен на оказываемые услуги (+133475,1 тыс. руб.).
Итак, плановая прибыль, полученная факторным методом, составит 112176,28 тыс. руб., что больше, чем в базовом году на 71427,28 тыс. руб.
Поскольку основную часть балансовой прибыли предприятия получают от реализации продукции, то именно эта прибыль явилась объектом более де-тального рассмотрения и анализа. При этом особое внимание в дипломной ра-боте было уделено выявлению причин и факторов изменений по данному показа-телю.
Результативность и экономическая целесообразность функционирования предприятия, его доходность оценивают не только абсолютными показателями, но и относительными, к которым относятся показатели рентабельности.
Важным преимуществом этих показателей является то, что в силу своей отно-сительности они практически не подвержены инфляции.