Введение:
Бюджетный процесс - это регламентируемая нормами права деятельность государственных органов и органов местного самоуправления по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, обеспечению контроля за его исполнением.
Бюджетный процесс определяется бюджетной политикой, которая является ядром финансовой и социально - экономической политики государства и отражает все его финансовые взаимоотношения с общественными институтами и гражданами. При планировании бюджетной политики государство должно исходить из необходимости обеспечения финансовой и социальной стабильности. Предсказуемость бюджетной политики - ключевой фактор общей макроэкономической устойчивости. Федеральный бюджет должен стать надежным финансовым фундаментом сильного демократического государства.
В последние годы сделаны значительные шаги по созданию эффективной бюджетной системы. Ускорился процесс рассмотрения проекта федерального бюджета законодательными органами. У них появилась ответственность за своевременное принятие бюджета и реалистичность его показателей. Сокращение нерациональных затрат государства привело к позитивным сдвигам в структуре бюджетных расходов.
Была сформирована и функционирует трехуровневая бюджетная система. Финансовые взаимоотношения между бюджетами разных уровней совершенствуются с каждым годом. Каждый регион Российской Федерации, учитывая свои конкретные проблемы и особенности, самостоятельно определяет приоритеты социального экономического развития и расходует в соответствии с ними находящиеся в его распоряжении средства. Созданы основы казначейской системы, уже играющей положительную роль в процессе исполнения федерального бюджета.
Таким образом, в основном завершен этап, связанный с формированием новой бюджетной системы России. Появилась хорошая основа для проведения качественной финансовой политики. Однако она еще не отвечает требованиям ускоренного экономического развития.
Существует серьезное отставание теоретических разработок в области государственных финансов применительно к реалиям современной России. Это вызывает и чисто практические трудности, возникающие в ходе бюджетного процесса в принципиально новых для России условиях.
Бюджетный процесс регламентируется вступившим в действие с 1 января 2000 года Бюджетным кодексом Российской Федерации. Принятие Бюджетного кодекса несомненно сыграло положительную роль в совершенствовании бюджетного процесса. Это своеобразная попытка окончательно разрешить многие проблемы, связанные с реализацией бюджетных процедур в Российской Федерации. В частности, ежегодно меняющийся порядок организации взаимоотношений между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ при составлении и утверждении федерального бюджета, формировании бюджетов территорий указывает на необходимость закрепления основных принципов этих взаимоотношений в постоянно действующем акте.
Глава 3:
С этой целью районный финансовый отдел представляет в ИМНС и ОФК:
1) Нормативные акты, принятые районным Советом депутатов и Главой Радищевского района по вопросам утверждения, изменения, исполнения бюджета, представления льгот и отсрочек по платежам в бюджет.
2) Реквизиты банковского текущего счета, на который зачисляются доходы бюджета.
На каждое 1-е число месяца осуществляется сверка по доходам, поступившим в бюджет, с указанием причин расхождений по видам налогов.
ОФК по Радищевскому району представляет в районный финансовый отдел ежедневно сведения о поступивших и распределенных между бюджетами различных уровней доходов.
ИМНС по Радищевскому району представляет в районный финансовый отдел отчеты по установленной форме о поступлении налоговых платежей в бюджет, о задолженности по налоговым платежам в бюджет и уплате штрафных санкций, а также нормативные акты МНС РФ , которыми вносятся изменения в порядке налогообложения, зачисления налогов, поступающих в областной и районный бюджеты.
Радищевский район - сельскохозяйственный. В его составе 13 акционерных обществ, кооперативов по производству сельскохозяйственной продукции, одна строительная организация, маслозавод, завод "Гидравлик", ГП "Агротехснаб", Промбыткомбинат. В ИМНС зарегистрировано 452 налогоплательщика, в том числе 203 юридический и 249 физических лиц.
Сколько-нибудь солидных налогоплательщиков в районе нет. Поэтому формирование реального бюджета и рационализация бюджетных расходов является главной задачей органов местного самоуправления.
Закон Радищевского района "О бюджете на 2003 год принят 22.01.2003года.
Закон "О бюджете Радищевского района на 2004 год" принят 14.01.2004 г. (приложение А).
Основными направлениями финансово-экономической политики, как и в 2003 году, на 2004 год выбраны:
- поддержание уровня жизни населения;
- ликвидация задолженности по заработной плате, начислениям во внебюджетные фонды и пособиям на детей;
- повышение собираемости налогов;
- минимизация заимствований, сокращение дефицита бюджета;
- снижение неплатежей, исключение неденежных форм расчетов с бюджетом;
- полное выполнение обязательств, предусмотренных в бюджете района;
- сокращение неоправданных расходов из бюджета.
Бюджет района на 2003 год утвержден по доходам 40634,8 тыс. рублей и по расходам 42261,8 тыс. рублей с дефицитом 1627,0 тыс. рублей.
Заключение:
Бюджетная политика государства является важнейшим рычагом воздействия на социально-экономические процессы. Особенно важно создание современных механизмов формирования и использования бюджетных ресурсов в нестабильных условиях экономики.
Главная проблема финансовой политики современной России заключается в отсутствии методологического и правового ее обустройства. Необходима осознанная управляемость бюджетного процесса, упрощение технологии осуществления бюджетной поддержки территорий и финансирования различных сфер деятельности государства. Действующие в бюджетно-финансовой сфере инструктивные материалы нередко датируются 70 - годами, а создаваемые в последние годы инструкции по бюджетным вопросам содержат существенные пробелы и недоработки. В частности принятый 31 июля 1998 года Бюджетный кодекс РФ перенасыщен противоречиями, непоследовательными и взаимоисключающими положениями.
Все это создает известные трудности на пути оптимизации бюджетного процесса.
В условиях разрозненной системы хозяйствования особую актуальность приобретает проблема финансовой базы местного самоуправления. Местное самоуправление не может обладать финансовой автономией (так как в большинстве своем оно является дотационным) и, тем более, самостоятельностью в федеративном государстве, поскольку отделение его от государства означает выход муниципальных образований за пределы федеративных отношений. Бюджет местного самоуправления скорее всего должен быть сметой расходов, формируемой в рамках государственного бюджета. Неналоговые средства, самостоятельно зарабатываемые и расходуемые местным самоуправлением, не должны включаться в государственный бюджет. Но за их использованием должен быть установлен государственный контроль.