Дипломная по теме: Совершенствование организационной структуры ГП

Название работы: Совершенствование организационной структуры ГП

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Менеджмент

Страниц:

107 стр.

Год сдачи:

2004 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ И ПОКАЗАТЕЛИ ЕГО ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6

1.1. КРАТКАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ 6

1.2. ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ РАБОТЫ 11

1.3. ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 13

1.4. ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 23

2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ ПРЕДПРИЯТИЯ 34

2.1. ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ОРГАНИЗАЦИОННУЮ СТРУКТУРУ ПРЕДПРИЯТИЙ 34

2.2. ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ ПРЕДПРИЯТИЯ 39

2.3. АНАЛИЗ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА ФОРМИРОВАНИЯ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ СТРУКТУРЫ 43

2.4. ОБОСНОВАНИЕ ВИДА ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ 45

3. АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГП ИПОПАТ 49

3.1. ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ ГП ИПОПАТ 49

3.2. ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА ГП ИПОПАТ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ 60

3.3. ОХРАНА ТРУДА 70

4. ФОРМИРОВАНИЕ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ 81

4.1. КЛАССИФИКАЦИЯ СУЩЕСТВУЮЩЕЙ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ 81

4.2. ВЫБОР КРИТЕРИЕВ ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ 88

4.3. СОЗДАНИЕ НОВОЙ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ 92

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 104

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 106

Выдержка:

Введение:

Переход на рыночную модель хозяйства обнаружил несоответствие техно-логического, производственного, организационного потенциала предприятий и спроса основных групп покупателей на рынке. Это, в свою очередь, послужило основанием осуществления на предприятиях процесса реструктуризации, и в рамках его - изменение организационной структуры реструктуризируемых предприятий.

На мой взгляд, существует необходимость начать организационное проек-тирование с определения состава производственных (хозяйственных) подразде-лений предприятия, затем "связать" получившуюся хозяйственную структуру управленческими связями и лишь вслед за этим определить соответствующий экономико-правовой механизм реструктуризации. До сих пор на практике, как правило, логика была обратной: вначале в темпе, заданном приватизацией, из-менялся организационно-юридический статус, а затем - система производства и управления. Последние при этом зачастую деградировали, поскольку измене-ние статуса не только не было связано критериями экономической эффективно-сти, но и вообще носило внеэкономический характер. Собственно, это и предо-пределило плачевные микроэкономические (да и макроэкономические) резуль-таты передела собственности.

Исходя из сказанного, ключевыми проблемами являются:

 сохранение тех сложившихся внутрипроизводственных связей предпри-ятия, которые отвечают критериям экономической эффективности;

 формирование внешних связей подразделений предприятия, которые мог-ли бы стать полноценной заменой внутренним, в случае если последние стали неэффективными.

Государственное предприятие «Ижевское производственное объединение пассажирского автотранспорта» (ГП ИПОПАТ), являющееся объектом иссле-дования данной дипломной работы, в настоящее время представляет собой крупное объединение в республиканской системе автотранспортных предпри-ятий по перевозке пассажиров. В г. Ижевске ГП ИПОПАТ – единственное авто-транспортное объединение, занимающееся перевозкой пассажиров на город-ских, пригородных, междугородных маршрутах. Несмотря на нестабильность экономической ситуации в стране, в предприятиях объединения создана и со-вершенствуется система организации перевозочного процесса, технического обслуживания и ремонта подвижного состава. В ГП ИПОПАТ ведется постоян-ная работа по поиску рациональных схем автобусных маршрутов, эффективно-го

Глава 4:

"Скелет" предприятия - контуры его структуры - есть. Теперь необходимо сделать организм живым, заполнив его людьми.

Принципиальные требования к руководителям бизнес-единиц.

 способность принимать решения и отвечать за их выполнение

 умение разбираться в широком наборе функций, осуществляемых подраз-делением (НИОКР, производство, маркетинг и т.д.)

 умение находить общий язык с партнерами по бизнесу (поставщиками, по-требителями, профсоюзами и общественными организациями, банками, органами власти и т.д.)

 обладание авторитетом среди подчиненных и умение создать рабочую об-становку в коллективе

 способность принимать и осуществлять намечающиеся преобразования на предприятии.

Важно, чтобы будущий руководитель знал, как и мог повысить конкурен-тоспособность своего подразделения за тот срок, в течение которого централь-ная компания (и/или конечные бизнес единицы) согласятся финансировать его нерентабельную работу прямыми субсидиями (покрытием завышенных затрат) либо через завышенные внутренние цены.

Большинство руководителей внутри бизнес-единицы будут возглавлять отдельные функциональные области, значит, они должны быть специалистами в этих областях. Директора бизнес-единиц без особого труда определят, что должен представлять собой хороший руководитель НИОКР или начальник производства.

Однако что касается тех видов деятельности, которых раньше на предпри-ятии просто не было, - прежде всего, финансового контроля, то необходимо подготовить для них описания должностей и характеристики кандидатур, по-добно тому как сделано это было для должности руководителя бизнес-единицы.

Но в целом ответ на вопрос такой: руководители бизнес-единиц должны отвечать за подбор руководящих кадров для своих подразделений. Ведь им с этими руководителями работать. Впрочем, корпоративный центр может оста-вить за собой право вето в отношении назначений на определенные ключевые посты.

Для того, чтобы новая организация оказалась работоспособной, необходи-мо перейти на новые принципы отношений ее структурных подразделений ме-жду собой. Постольку, поскольку полномочия передаются в процессе децен-трализации сверху вниз, то таким же путем должна быть перераспределена и ответственность за результаты деятельности.

Коль скоро подразделения имеют право принимать принципиальные ре-шения, касающиеся рынка сбыта своей продукции (услуг), этот рынок и должен стать главным мерилом эффективности их деятельности. Продажи и прибыль - вот главные ориентиры в их работе.

Однако постольку, поскольку они так или иначе функционируют в рамках единой структуры, используют общие ресурсы (продукцию и услуги других подразделений), основной и оборотный капитал компании, они должны отве-чать и перед корпоративным центром, равно как и перед друг другом.

Если раньше система ответственности концентрировалась в центре, теперь ее необходимо децентрализовать - в той самой пропорции, в какой подразделе-ния расширили свои функции.

Для различных подразделений выбираются различные критерии оценки эффективности их работы. Выбор критериев зависит от того, что находится в компетенции этих подразделений и за достижение каких показателей они могут нести ответственность. В соответствии с тем, какой критерий оценки эффек-тивности прежде всего применяется к подразделению, оно может быть опреде-лено как центр доходов, центр затрат, центр прибыли (или профит-центр) или как центр инвестиций. Каждый термин означает, что подразделение в первую очередь отвечает соответственно за получение максимального дохода (выруч-ки), за контролирование затрат, за увеличение нормы прибыли или за рента-бельность инвестиций. Обычно помимо основного критерия к подразделению применяются также и дополнительные критерии оценки его эффективности.

Решая, каким должен быть основной критерий оценки эффективности дея-тельности подразделения, важно прежде всего определить, за какие виды дея-тельности и соответственно их результаты подразделение может нести ответст-венность.

Заключение:

В заключение - несколько общих выводов о целесообразности, формах и результатах преобразования организационной структуры предприятия.

Собственно, "управляемость" структурных изменений в том и состоит, что они подчинены общим стратегическим замыслам собственника.

Характер структурных изменений во многом предопределяется степенью активности выбранной стратегии. Чем более сильно запущены дела на пред-приятии и , тем больше вероятность прекращения его существования в прежнем статусе, т.е. как такового.

С другой стороны, каким бы плачевным ни было исходное состояние предприятия, рокового исхода может и не наступить, если будут предприняты активные усилия собственника и управленческого персонала предприятия по обеспечению перспективы основного производства. Именно оно является глав-ным центром притяжения всех вспомогательных, непрофильных (связанных и несвязанных) подразделений. Просто расчленить предприятие на составные части - дело нехитрое. Гораздо более сложно соединить преимущества крупной структуры (экономию на масштабах производства) с рыночной гибкостью его отдельных подразделений. Потеря эффекта масштаба чревата утратой ценовой конкурентоспособности всех подразделений одновременно. Поэтому очень важно, чтобы организационные преобразования были органичной составной частью полноценного (с сильной маркетинговой, инновационной и инвестици-онной составляющими) процесса бизнес-планирования на предприятии.

Необходимо подчеркнуть, что окончательный выбор варианта преобразо-вания организационной структуры должен быть результатом "обсчета" основ-ных изменений в показателях хозяйственной деятельности подразделений предприятий до и после реструктуризации.

Не менее значимыми являются факторы роста эффективности, связанные с активизацией маркетинговой политики подразделений: расширение рынка сбы-та, а также экономия, возникающая в результате приведения цен реализации к рыночному уровню (если ранее наблюдалось отставание) и изменения структу-ры выпуска.

Как правило, у всех подразделений имеются резервы экономии на непро-изводительных расходах, связанных с избыточной численностью персонала. Для некоторых наличие этих резервов оказывается решающим, для большинст-ва же - оказывают положительное влияние на хозяйственные результаты в не-значительной степени.

Похожие работы на данную тему