Введение:
С момента вступления нашей страны на путь рыночных преобразований и, как следствие, развития внешнеэкономических связей, осуществление ком-мерческими банками валютных операций стало неотъемлемой частью их дея-тельности.
Отправной точкой развития операций с иностранной валютой в России можно назвать начало процесса либерализации внешнеэкономической дея-тельности Указом Президента РСФСР от 15 ноября 1991 г. № 213 «О либерали-зации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР». А 9 октября 1992 года вышел Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле», ставший основополагающим в сфере осуществления валютных операций.
Надо отметить, что по мере развития валютных операций, их норматив-но-правовой базы менялся не только характер осуществления данных операций, но менялась и их структура, приоритеты банков в области осуществления тех или иных видов валютных операций. Вот лишь небольшая иллюстрация.
К середине 90-х гг. уже треть коммерческих банков имела валютную лицензию. Это сыграло большую роль в сохранении банками своих активов, так как именно в этот период в стране был пик инфляции. Операции с иностранной валютой имели большое значение и в формировании доходов коммерческих банков.
Однако, «черный вторник» 1994 г. ознаменовал собой начало нового этапа в развитии валютных операций. Как отмечают специалисты, «это был пе-реход от излишне оптимистичного периода работы с иностранной валютой к более взвешенному и трезвому периоду». Стало ясно, что слабая регулируе-мость валютного рынка недопустима. В результате была ужесточена политика Центрального банка в области лицензирования, были осуществлены меры по ограничению обращения в стране наличной иностранной валюты, были уже-сточены правила расчетов на Московской межбанковской валютной бирже и ряд других мер.
По мере стабилизации экономики и укрепления курса рубля снизилась роль операций коммерческих банков с наличной иностранной валютой. Данный вид операций уже не был таким прибыльным по сравнению с периодом зарож-дения валютно-обменных операций. С середины 90-х гг. у коммерческих бан-ков появилась возможность осуществлять обязательную продажу части экс-портной валютной выручки на межбанковском валютном рынке (а не через ва-лютные биржи как раньше). Это повысило доходность дилинговых операций, что стало некой компенсацией сокращения операций с наличной валютой. Но после августовского кризиса 1995 г. на межбанковском рынке роль валютных бирж вновь возросла. А дилинговые операции стали осуществляться не только на внутреннем, но и на внешнем валютном рынке через мировые валютные биржи. Развитие операций с безналичной иностранной валютой стало приобре-тать большие перспективы.
Глава 3:
Отличительной особенностью стран является то, что здесь практически отсутствует валютный контроль (Кувейт) либо действуют лишь некоторые ог-раничения (Саудовская Аравия, Бахрейн). Хотя органом валютного контроля в Бахрейне и выступает ВМА, но самого валютного законодательства здесь нет.
В рассматриваемых странах Персидского залива налоги или субсидии на покупку или продажу иностранной валюты отсутствуют. Ограничений на ис-пользование иностранной валюты не существует (за исключением валюты Из-раиля), туристам разрешено свободно ввозить и вывозить банкноты и монеты соответствующей страны.
В Саудовской Аравии не существует контроля за экспортными поступ-лениями. Экспортные лицензии отсутствуют. Не требуются и импортные ли-цензии, валюта для оплаты ввозимых из-за границы товаров приобретается без ограничений.
Отсутствуют экспортные лицензии и в Кувейте (кроме оружия и военно-го снаряжения, а также экспорт некоторых товаров может быть запрещен во время чрезвычайных ситуаций или в случае угрозы их нехватки). Доходы от экспорта должны быть репатриированы или задекларированы, и они могут свободно размещаться независимо от валюты. Для импорта требуется лицензия. Импортные поставки свободно оплачиваются за счет любых разрешенных ис-точников поступления средств.
В Бахрейне экспортно-импортные лицензии отсутствуют (исключение составляют алкогольные напитки и военное снаряжение). Однако экспортеры и импортеры обязаны быть зарегистрированы в коммерческом реестре Мини-стерства торговли и сельского хозяйства (МСА) и быть членом ТПП Бахрейна. Отсутствуют какие-либо требования к экспортным и реэкспортным поступле-ниям. Для оплаты импорта валюта может быть свободно приобретена на ва-лютном рынке.
В Кувейте нерезиденты могут свободно открывать счета в кувейтских динарах и иностранных валютах. Операции по таким счетам осуществляются без ограничений. В Бахрейне имеются различия между счетами резидентов и нерезидентов. Оффшорным банкам запрещено открывать резидентские счета.
В странах Персидского залива не существует также и валютного кон-троля за проведением операций (как резидентами, так и нерезидентами), свя-занных с движением капитала.
Однако в Саудовской Аравии Валютное Агентство должно дать согла-сие своим иностранным банкам-корреспондентам, прежде чем они предоставят кредиты в валюте Саудовской Аравии. Национальные банки страны должны получать одобрение Валютного Агентства, прежде чем привлекать иностран-ные банки для участия в совместных банковских операциях в риялах как внут-ри самой Саудовской Аравии, так и за ее пределами. Одобрение Валютного Агентства требуется также для национальных банков страны при проведении банковских операций в риялах за границей и операций с инвалютой для нере-зидентов.
Заключение:
Проведя анализ теории и практики осуществления валютных операций коммерческими банками, можно сделать вывод, что валютные операции не по-теряли своей актуальности и по сей день. Данный вид операций является не-отъемлемой частью деятельности коммерческого банка и привносит сущест-венный вклад в формирование доходов банка.
На сегодняшний день существуют две основные проблемы.
Первая проблема касается валютного нормотворчества. Однако ее реше-ние практически не зависит от самих коммерческих банков. Отметим, что в 2003 г. планируется рассмотрение новой редакции Закона «О валютном регули-ровании и валютном контроле», предложенной Правительством Российской Федерации.
Вторая - сосредоточена в области практического осуществления валют-ных операций уполномоченными банками (при этом не имеется в виду пробле-мы технического характера). Главной проблемой здесь выступает, как показал опыт одного из региональных банков, ограниченность ресурсных возможностей банка. Ее решение напрямую зависит от грамотной и продуманной политики банка, его стратегических планов.
В заключение охарактеризуем основные черты российского валютного рынка и перспективы развития валютных операций.
Российский валютный рынок обладает следующими характерными осо-бенностями:
- сокращение валютного арбитража на межбанковском рынке;
- преобладание биржевого рынка над межбанковским из-за кризиса до-верия между операторами валютного рынка (что отражается на себестоимости операций за счет высокого уровня комиссий ММВБ);
- «монопродуктовый» характер рынка, связанный с отсутствием фор-вардного, фьючерсного и опционного сегментов;
- преобладание «покупательных» настроений среди участников валют-ного рынка.
По мнению автора, перспективы дальнейшего развития валютных опе-раций существуют. Трудно сказать что-либо в отношении отдельных их видов. К примеру, по оценкам некоторых специалистов «самыми выгодными в бли-жайшие месяцы могут стать вклады в долларах. До сих пор валютные счета да-же с учетом роста курса доллара давали доход ниже рублевых. Сегодня многие экономисты говорят, что курс российской валюты завышен и его надо опускать быстрее. Если это случится, вклады в долларах США станут прибыльнее руб-левых. Подтянуться к ним и депозиты в евро.» Сегодня ситуация можно ска-зать несколько «усложнилась» тем, что не существует уже тех «спекулятив-ных» доходов от операций с иностранной валютой как раньше. Банки должны более продуманно подходить к вопросам осуществления валютных операций в плане их доходности. Должна быть выработана четкая стратегия, направленная на дальнейшее увеличение их объемов и рентабельности.