Дипломная по теме: Роль и значение внебюджетных фондов России в современных рыночных условиях

Название работы: Роль и значение внебюджетных фондов России в современных рыночных условиях

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Финансы, деньги, кредит

Страниц:

87 стр.

Год сдачи:

2003 г.

Содержание:

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

Глава 1. Роль внебюджетных социальных фондов в процессе расширенного воспроизводства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

6

1.1 Понятие внебюджетных фондов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6

1.2 История возникновения внебюджетных фондов . . . . . . . . . . . . . . . . 10

1.3 Структура внебюджетных фондов в России и за рубежом . . . . . . . . 14

Глава 2. Источники формирования доходной части бюджетов внебюджетных фондов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

22

2.1 Источники формирования средств внебюджетных фондов . . . . . . . 22

2.2 Единый социальный налог как основной источник формирования внебюджетных фондов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

27

2.3 Практика уплаты страховых взносов за рубежом . . . . . . . . . . . . . . . . 40

Глава 3. Порядок исполнения бюджетов внебюджетных фондов . . . . 48

3.1 Анализ использования средств внебюджетных фондов . . . . . . . . . . 48

3.2 Проблемы реформирования пенсионной системы . . . . . . . . . . . . . . . 61

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 78

Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 84

Приложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 87

Выдержка:

Введение:

Изменения, происходящие в Российской Федерации, характеризующие переход от централизованного планового руководства народным хозяйством к рыночным методам управления страной, затронули все сферы жизнедеятельности российского общества и государства. В связи с этим возникла объективная необходимость пересмотра укоренившихся представлений о деятельности существующих социальных институтов, их финансовых источников и рационального использования имеющихся средств.

Наиболее важным для членов общества направлением преобразований государства является реформирование внебюджетных фондов, затрагивающее интересы нескольких поколений на протяжении длительного времени.

Внебюджетные социальные фонды выступают одним из звеньев общегосударственных финансов. Решение об их образовании было принято в нашей стране в связи с переходом к рыночным отношениям. В условиях глубокого кризиса стремительно идет расслоение общества, падает жизненный уровень народа и особенно социально незащищенных его слоев. В связи с ограниченностью финансовых ресурсов все чаще возникает необходимость их перераспределения. Потребность в перераспределении существенно возрастает при сложном финансовом состоянии экономики. Государственный бюджет во многом способствует мобильности средств, благодаря незакрепленности доходов за конкретными видами расходов.

Однако нельзя допустить излишних переливов средств по статьям расходов. В частности, особую заботу вызывают социальные потребности, ибо всегда существует опасность урезания расходов именно на эти цели. Поэтому очень важно определить наиболее острые участки развития и обеспечить целевое направление и использование поступающих средств.

Эту проблему в нашей стране решили, по примеру многих цивилизованных стран, созданием социальных фондов на федеральном уровне, определили им долю налогов. В настоящее время в Российской Федерации действуют: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Внебюджетные фонды позволяют преодолеть остаточный принцип финансирования социальных и других расходов. Они также позволяют разгрузить бюджет, беря на себя часть его расходов, разрешая тем самым проблему финансирования бюджета. Имея строго целевое направление использования средств, внебюджетные фонды дают возможность увеличить ресурсы, мобилизуемые государством. Конечно, это можно сделать и за счет увеличения налогов, но, как правило, увеличение налогов негативно воспринимается в обществе. А вот если происходит увеличение ставок во внебюджетные фонды, то это воспринимается более спокойно, поскольку большинство граждан получает доходы из внебюджетных фондов.

Таким образом, главная причина создания внебюджетных фондов – необходимость выделения чрезвычайно важных для общества расходов и обеспечение их самостоятельными источниками доходов.

Глава 3:

Именно в этом направлении должно идти реформирование системы обязательного страхования, отходить от солидарного принципа и переходить к системе, когда конкретный работодатель перечисляет совершенно конкретные деньги, процент от заработной платы, на его личный счет, для того, чтобы с этого счета компенсировать его потерю трудоспособности.

Первый шаг, который сделан в этом направлении, это пенсионное страхование. Реформирование пенсионной системы в Российской Федерации должно исходить из того, что права граждан, приобретенные в рамках государственной пенсионной системы, будут тождественны государственным обязательствам Российской Федерации.

В этой связи отличительными чертами пенсионной системы Российской Федерации в процессе ее преобразования должны стать следующие ключевые положения.

- введение новой формулы расчета трудовой пенсии и формирование ее из двух составляющих: базовой – фиксированной части, устанавливаемой в твердой сумме, и накопленной – дифференцированной части, зависящей от результатов труда конкретного человека, отражаемых на его индивидуальном счете в форме пенсионного капитала, под которым понимается объем приобретенных гражданином пенсионных прав в связи с уплатой им страховых платежей в течение всей трудовой деятельности с учетом индексации;

- сумма заработка (дохода) которая учитывается при определении размера пенсии, не ограничивается, а при исчислении данного заработка будет приниматься во внимание весь период трудовой деятельности. При этом суммарный размер пенсии не должен превышать 50% заработка застрахованного лица ;

- пенсионные права нынешних пенсионеров во избежание конфликта поколений конвертируются в расчетный пенсионный капитал, обеспечивающий получение пенсии в установленном размере в течение всего нормативного периода ее выплаты;

- в целях обеспечения равных возможностей для разных возрастных когорт ныне работающих при формировании начального пенсионного капитала конвертации подлежат их пенсионные права, гарантированные действующим пенсионным законодательством, с учетом периода, оставшегося до достижения конкретным гражданином пенсионного возраста;

- индексация пенсий, а также расчетного пенсионного капитала граждан осуществляется с учетом показателей роста средней заработной платы в стране, уровня инвестиционного дохода и темпов инфляции.

Кроме того, в процессе подготовки к проведению преобразования пенсионной системы будет решена проблема пенсионного обеспечения граждан, имеющих длительный трудовой стаж и низкий заработок, размер пенсии которых в настоящее время искусственно увеличивается за счет установления компенсаций к государственной пенсии. Также необходимо предусмотреть комплекс мер по дальнейшему развитию дополнительного пенсионного страхования путем стимулирования образования пенсионных накоплений через налоговые льготы и усиления гарантий их сохранности, в том числе государственных.

Следует также создать условия для развития отраслевых и региональных пенсионных систем, формирующихся за счет отчислений накопительной части пенсий в соответствующие негосударственные пенсионные фонды. Правда, к размещению этими фондами накопительной части пенсий государство предъявляет особо жесткие требования. В частности, они должны размещаться через управляющую компанию с соблюдением нормативов практически не дающих негосударственным пенсионным фондам играть деньгами по своему усмотрению, тем не менее, инвестиции в определенных пределах допускаются и это то, что как раз и может стать стимулом для тесной взаимосвязи негосударственных пенсионных фондов к региональным программам .

При благоприятных условиях экономического роста и с учетом выбранной политики в отношении накопительных механизмов предложенные ставки отчислений на накопление смогут обеспечить ежегодный увеличивающийся профицит в размере 5-10% его доходов . Если этот прогнозный показатель реализуется, то возникает необходимость рассмотреть вопрос о направлении средств на увеличение дифференциации трудовых пенсий, которые финансируются за счет текущих взносов, пенсионерам старших возрастных групп, которые уже не смогут сформировать накопления.

В случае более высоких темпов инфляции, чем прогнозируется, профицит бюджета должен направляться на подержание жизненного уровня малообеспеченных категорий пенсионеров с поэтапным приближением их пенсий к прожиточному минимуму пенсионера.

Заключение:

Расширение деятельности государства привело к созданию значительного количества специальных фондов, многие из которых сохранили свою самостоятельность даже после создания государственного бюджета, основанного на объединении различных фондов. Среди них ведущую роль заняли социальные фонды. В Российской Федерации они представлены тремя фондами: Пенсионный фонд РФ, Фонд обязательного медицинского страхования и Фонд социального страхования. Эти фонды носят строго целевое значение и выполняют определенные функции, возложенные на них государством.

Так, Пенсионный фонд РФ создан в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения; Фонд обязательного медицинского страхования – для обеспечения стабильности государственной системы ОМС; Фонд социального страхования – для обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования. Каждый из них формируется в основном за счет перераспределения Национального дохода, а именно за счет специальных налогов и сборов, средств из бюджета и займов.

С целью объединения и упрощения отчислений во внебюджетные фонды с 1.01.2001г. был введен единый социальный налог главой 24 части второй Налогового кодекса РФ, в котором были консолидированы взносы в ПФ РФ, ФОМС и ФСС. ЕСН составил 35,6% от фонда оплаты труда, причем 28% - в Пенсионный фонд РФ; 4% - Фонд социального страхования; 3,6% - Фонд обязательного медицинского страхования.

В системе ЕСН также присутствуют и элементы накопительной пенсионной системы. А именно 14% подлежат выплате непосредственно сразу нынешним пенсионерам; 8-12% - взносы на страховую часть трудовой пенсии и 2-6% - для формирования накопительной части трудовой пенсии. Именно последнее вызывает большие споры среди специалистов, так как чрезвычайно трудно разместить такие деньги (около 1 млрд. долларов) с целью их реального прироста, а также при соблюдении максимальной безопасности в условиях российской экономики.

В настоящее время пенсионная система нуждается в реформировании, что обусловлено целым рядом факторов. Прежде всего наблюдается финансовая несбалансированность пенсионной системы, вследствие чего объем средств, необходимых для выплаты пенсий, снизился до критического уровня, он не обеспечивается поступлением страховых платежей.

Реформирование пенсионной системы в Российской Федерации должно исходить из того, что права граждан, приобретенные в рамках государственной пенсионной системы, будут тождественны государственным обязательствам Российской Федерации.

Следует отметить что в целях повышения долгосрочной финансовой устойчивости Пенсионного фонда Российской Федерации программой пенсионной реформы предусматривается поэтапное ведение накопительного метода финансирования выплаты государственных пенсий. В связи с этим можно сделать вывод, что успех преобразований во многом будет определяться качеством управления стратегическим пенсионным резервом, предназначенным для финансирования выплаты накопительной части трудовых пенсий.

Однако, нельзя реформировать пенсионную систему, забывая о том, что у нас 10% безработных. Что они будут отчислять в накопительную систему? Тем самым, государство не только отказывается от регулирования рынка труда и содействия занятости населения, но и снимает с себя ответственность за решение проблем безработицы и оставляет за собой только распределительную функцию по выплате пособий безработным, тем самым работодатели сами будут вольны регулировать численность работающих и освобождаются от решения безработицы. В результате чего общество получает малоконтролируемую армию безработных граждан со всеми вытекающими из этого последствиями.

Демографическая политика также не может стоять в стороне. По статистическим прогнозам, после 2010 года ситуация еще более ухудшится, так как на сегодняшний день смертность людей трудоспособного возраста увеличивается. Сегодня работники в 40-летнем возрасте имеют примерно такую же вероятность дожить до пенсии, как это было 100 лет тому назад.

Так же следует подчеркнуть, что повышение эффективности системы управления финансовыми ресурсами Пенсионного фонда Российской Федерации во многом связаны с устранением неопределенности его правового статуса, а так же законодательным закреплением полномочий по назначению и выплате государственных пенсий путем принятия законов «Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) Российской Федерации» и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации.

Похожие работы на данную тему