Введение:
Развитие системы государственных и муниципальных закупок в современной России осуществляется в процессе отхода от директивного, безальтернативного размещения государственного заказа, предполагающего одновременное практическое освоение и развитие механизма конкурсных торгов. При этом осуществляемая реформа государственных закупок не может рассматриваться вне контекста всей совокупности современных социально-экономических преобразований, происходящих в нашей стране. Подобные преобразования направлены не только на всемерное стимулирование и укрепление рыночных институтов координации экономической деятельности субъектов хозяйствования, но и на повышение эффективности функционирования механизма и аппарата государственной власти. Последняя выполняет в смешанной экономике две главные функции: во-первых, осуществляет комплекс мероприятий, направленных на поддержание функционирования основных социально-экономических институтов общества (денежно-кредитная, антимонопольная, антиинфляционная политика, политика занятости и т. д.). Во-вторых, государство аккумулирует посредством бюджетной системы определённые денежные ресурсы с целью последующего финансирования государственных расходов, предполагающих в том числе закупку товаров, работ и услуг для выполнения присущих государству функций и для жизнеобеспечения самих органов государственной власти, что и формирует сферу государственных закупок.
Торги в полной мере дают возможность на деле реализовать основное условие свободного рынка - добросовестную конкуренцию. Конкуренция, в свою очередь, позволяет сделать объективный выбор для государственного или муниципального заказчика, что кроме экономии бюджетных средств способствует устранению коррупции. Недаром важнейшим принципом проведения торгов является открытость. Это один из случаев, когда мы перенимаем действительно лучший мировой опыт и возрождаем отечественные дореволюционные традиции проведения конкурсов.
Глава 2:
Из данных приведенных на рисунке 4 видно, что доля бюджетных расходов, направляемых на закупку товаров, работ и услуг составляет всего лишь 15 % от общего объема денежных средств.
Но комитет является так же и получателем средств Федерального бюджета в соответствии с Законом о федеральном бюджете на 2003 год.
В начале финансового года , после утверждения федерального бюджета из Министерства труда и социального развития Российской Федерации в комитет приходят уведомления о бюджетных ассигнованиях из федерального бюджета на 2003 год. Комитет является распорядителем средств Федерального бюджета для реализации ряда таких Федеральных законов и целевых программ, как:
- программ ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС;
- программа ликвидации последствий ядерного сброса в Челябинской области;
- программа ликвидации последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне;
- пособия и компенсации при возникновении поствакциональных осложнений;
- финансирование мероприятий по организации оздоровительной кампании детей и подростков;
- выплаты детям военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, погибших в ходе контртеррористических операций на Северном Кавказе;
- пенсии, пособия, компенсации военнослужащим и членам их семей, а так же лицам, приравненным к ним по пенсионному обеспечению;
- проезд детям, нуждающимся в санаторно-курортном лечении;
- расходы на изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий;
- расходы на обеспечение инвалидов транспортными средствами или компенсация расходов на транспортное обслуживание вместо получения транспортного средства;
- расходы на санаторно-курортное лечение ветеранов и инвалидов;
- расходы на оплату проезда ветеранов и инвалидов;
- Расходы на оплату установки телефона ветеранам и инвалидам и его использование;
- расходы на перевозку несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, детских домов, школ-интернатов, специальных учебно-воспитательных учреждений.
В 2003 году комитетом были получены уведомления о лимитах бюджетных обязательств из федерального бюджета на общую сумму 145560300 рублей, в том числе и на закупку товаров, работ и услуг на сумму 80582400 рублей.
Заключение:
Практика современной деятельности бюджетных учреждений, и анализ отечественного опыта в области бюджетных расходов направляемых на закупку товаров, работ и услуг для государственных нужд позволяет сделать вывод о том, что работа в области закупок для государственных нужд только начинается. Наряду с необходимостью развития нормативной и законодательной базы для проведения конкурсных торгов так же необходимо увеличить количество обученных специалистов в области организации конкурсных торгов.
Необходимо создание информационной сети по государственным закупкам на уровне региона. Для этого важно осуществлять поддержку специализированных средств массовой информации, а также электронных баз данных, как для поставщиков так и для государственных и муниципальных заказчиков. Необходима государственная поддержка независимых институтов, способствующих усилению контроля со стороны общества и повышению прозрачности расходования бюджетных средств (муниципального бюджета) и информированности широкой общественности о результатах и механизмах конкурсного размещения заказов для государственных и муниципальных нужд.
Создание института независимой экспертизы проведения конкурсных торгов, субъекты которой в обязательном порядке должны присутствовать на всех этапах и процедурах конкурсного размещения государственного и муниципального заказов. Коммерческие фирмы не хотят участвовать в конкурсах и относятся к ним отрицательно из-за сложившегося мнения (и практики), что победитель известен еще до проведения конкурса. Муниципальные инспекции проверяют конкурсы выборочно, а, например, подрядные конкурсы остаются без внимания, несмотря на то, что контракты там заключаются на крупные суммы.