Введение:
Государственную и муниципальную службу связывает много сходных черт, но, благодаря организационной обособленности местного самоуправления (МСУ) от государственной власти, интерес представляют различия в содержа-нии этих двух видов деятельности. Главное отличие выражается в том, что му-ниципальный служащий одновременно исполняет властные функции (регули-рование общественных отношений на подведомственной органу власти терри-тории) и хозяйственные (непосредственное управление муниципальным хозяй-ством). В ее нынешнем виде муниципальная служба становится "рациональной бюрократией", ориентированной на взаимодействие с другими уровнями пуб-личной власти (в зависимости от степени автономии, предоставляемой МСУ государством).
Выстраивание эффективной системы муниципального управления - не первая попытка в отечественной истории, но России, поменявшей несколько общественных укладов за ХХ столетие, так и не удалось вырваться из положе-ния отстающих в этой области.
«Все это подводит к мысли о том, что проблема, скорее всего, не в недос-татке управленческого знания, а в его содержании, не в слабости подготовки управленческого персонала, не в отсутствии управления как такового, а в его нацеленности организованности и технологиях его осуществления» подчерки-вает Г. В. Атаманчук в предисловии к изданию «Энциклопедия управленческих знаний» .
Социально-экономические реформы последнего десятилетия привели к тому, что в муниципалитетах появилось большое количество самостоятельных хозяйст-вующих субъектов, которые сами начали создавать бизнес-планы, строить дороги и улицы, формировать свою инфраструктуру. При этом неизбежно возникали со-циальные конфликты, требующие новых управленческих реакций и алгоритмов реагирования на новые ситуации. Это потребовало адекватного изменения струк-туры и иерархии функций управления. На первый план в иерархии управленче-ских функций вышли такие как координация, посредничество, политика (прежде всего создание системы политических противовесов). В структуре профессио-нальной компетентности управленцев начинают доминировать новые качества - способность действовать в среде повышенной социальной конфликтности, умение разбираться в социальных коммуникациях и систематизировать противоречивые информационные потоки (ориентироваться в "информационной разноголосице").
Учитывая, что г. Ижевск не располагает мощными природными сырьевыми ресурсами (нефть, газ, руда и т.п.), за счет которых в других регионах продолжают решаться социальные проблемы, автор полагает, что человеческий ресурс на сего-дняшний день остается главным резервом г. Ижевск, а научно-методическая раз-работка и реализация его потенциала, становится стратегической и политической задачей дня.
Глава 3:
Порядок прохождения аттестации муниципальными служащими в Уд-муртской Республике регламентируется специальным законом об аттестации республиканских государственных служащих и муниципальных служащих.
Закон определяет цели и задачи аттестации муниципальных служащих, а также организацию проведения аттестации муниципальных служащих, работу аттестационной комиссии и порядок принятия решения по результатам атте-стации.
Основной целью аттестации муниципальных служащих Удмуртской Рес-публики является формирование высокопрофессионального кадрового состава органов местного самоуправления.
Основными задачами аттестации являются:
определение служебного соответствия муниципального служащего заме-щаемой муниципальной должности;
выявление перспективы использования потенциальных способностей му-ниципального служащего, стимулирования роста его профессионального уровня;
определение степени необходимости повышения квалификации, профес-сиональной подготовки или переподготовки муниципального служащего;
обеспечение возможности долгосрочного планирования передвижения кадров.
Данный закон определяет общие требования к проведению аттестации.
Для проведения аттестации необходимо:
сформировать аттестационную комиссию;
утвердить график проведения аттестации;
составить списки муниципальных служащих, подлежащих аттестации;
подготовить необходимые документы для аттестационной комиссии;
ознакомить муниципального служащего с условиями и порядком проведе-ния аттестации.
Предложения о количественном и персональном составе аттестационной комиссии разрабатываются кадровой службой органа местного самоуправления с учётом численности муниципальных служащих, подлежащих аттестации, и мнения руководителей соответствующих подразделений органа местного само-управления.
Аттестационная комиссия состоит из председателя, заместителя председа-теля, секретаря и членов комиссии. Руководитель органа местного самоуправ-ления может привлекать к работе комиссии независимых экспертов. Оценка экспертами качеств муниципального служащего является одним из аргументов, характеризующих аттестуемого.
В состав аттестационной комиссии включаются представители кадровой и юридической служб органа местного самоуправления, а также, может вклю-чаться представитель соответствующего профсоюзного органа.
Количественный и персональный состав аттестационной комиссии, сроки и порядок её работы утверждаются руководителем органа местного самоуправ-ления, принимающим решение о назначении на должность или об освобожде-нии от должности соответствующих муниципальных служащих.
В зависимости от специфики должностных обязанностей муниципальных служащих в органе местного самоуправления может быть создано несколько аттестационных комиссий.
График проведения аттестации утверждается руководителем органа мест-ного самоуправления и доводится до сведения каждого аттестуемого муници-пального служащего не менее чем за месяц до начала аттестации.
В графике указываются:
наименование органа местного самоуправления, подразделения, в котором работает муниципальный служащий, подлежащий аттестации;
дата и время проведения аттестации;
дата представления в аттестационную комиссию необходимых документов с указанием ответственных за такое представление руководителей соответ-ствующих подразделений органа местного самоуправления.
Заключение:
Местное самоуправление и муниципальная служба, являясь важнейшими составляющими управления обществом, в институциональном отношении, как это отмечалось в первой главе, находятся на начальной и достаточно активной стадии своего развития.
На настоящий момент сформулированы цели, определен статус, структура данного института общества, механизм правового регулирования муниципаль-ной службы, сформированы организационная, финансовая, кадровая база.
Еще не пройдя стадию формирования, муниципальная служба начинает играть существенную роль в реформе территориального управления, становит-ся одним из факторов, обеспечивающих эффективность регионального разви-тия и управления. Поэтому к муниципальной службе предъявляются соответст-вующие требования и прежде всего к качеству кадрового обеспечения. Челове-ческий потенциал становится определяющим фактором, от которого зависит решение основных проблем социально-экономического развития регионов и муниципальных образований. Необходимость решения новых задач, радикаль-ный характер изменения отношений в экономической и политической сфере, обусловливают изменения в принципах подбора, обучения и прохождения му-ниципальной службы муниципальными служащими.
Основным принципом отбора и подбора кадров на муниципальную служ-бу, их продвижения вышестоящей должности становится принцип профессио-нализма и компетентности.
Данный принцип закреплен в статье 5 закона «Об основах муниципальной службы в РФ». В ней определяется, что муниципальная служба основана на принципах:
профессиональности и компетентности;
ответственности муниципальных служащих за неисполнение или ненадле-жащее исполнению своих должностных обязанностей;
равного доступа граждан к муниципальной службе в соответствии с их способностями и профессиональной подготовки.
Республиканский закон «О муниципальной службе в Удмуртской Респуб-лики» расширил аналогичную статью, добавив следующий принцип: стабиль-ность кадров муниципальной службы в органах местного самоуправления.
Введение данного понятия соответствует декларируемым федеральным за-коном принципам муниципальной службы, а так же корреспондирует с опреде-лением муниципальной службы, которое дано в статье 2 закона «Об основах муниципальной службы в РФ», который определяет муниципальную службу, как «профессиональную деятельность, которая осуществляется на постоянной основе на муниципальной должности, не являющейся выборной».