Введение:
Долгое время бюджет как экономическая категория не получал признания. Лишь в последние годы бюджет с позиции экономической сущности может рассматриваться в качестве самостоятельной экономической категории, а с позиции законодательного управления финансовой базы государства - как его финансовый план.
С переходом к рыночным отношениям в нашей стране бюджет становится одним из главных инструментов государства в проведении социально-экономической политики.
Бюджетная информация помогает руководителю наблюдать за тем, как решаются задачи, стоящие перед ними и оценивать, насколько достигаются те или иные цели, установленные в планах и бюджете государственного органа.
Прежде чем рассматривать планирование и исполнение расходной части государственного бюджета в сфере социальных выплат, необходимо сначала уточнить государственные расходы.
Каково определение государственных расходов в макроэкономическом смысле для выполнения социальных проблем, стоящих перед государством? Каковы источники данных для агрегированных показателей государственных расходов? Как лучше всего составлять прогнозы расходов на краткосрочную перспективу с учетом социальных проблем?
Экономистам, занимающимся налогово-бюджетной политикой и управлением государственными финансами необходимо хорошо разбираться в том, как планируется, составляется и исполняется расходная часть бюджета.
Черезвычайно остро стоит проблема ответственности участников бюджетного процесса за неполное и несвоевременное финансирование , нецелевое использование бюджетных средств, невозврат бюджетных ссуд, другие нарушения бюджетных процедур.
Целью исследования является изучение основ бюджетного процесса в Российской Федерации, рационального формирования и исполнения бюджетов всех уровней адекватно макроэкономическим процессам в стране.
Для этого определяются следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы бюджетного процесса в Российской федерации;
- исследовать процессы формирования и исполнения федерального, субфедерального и муниципального бюджетов;
- выявить актуальные проблемы социальной политики государства;
- сравнить опыт развитых стран в решении социальных вопросов;
Методологической основой исследования служили Указы Президента России, Постановления правительства Российской федерации, нормативные акты и другие законодательные документы. (Бюджетный кодекс РФ).
На основе проведенного исследования эффективности бюджетного процесса, его ключевой роли в формировании социальной политики государства, сделать выводы и предложить концепции совершенствования данного процесса.
Глава 2:
- ежемесячная выплата им, а также проживающим с ними детям, не достигшим 14-летнего возраста, денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в размере 3-х кратного размера минимальной оплаты труда;
- возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплатой ежемесячной денежной компенсации в следующих размерах: инвалидам I группы - 5000 рублей; инвалидам II группы - 2500 рублей; инвалидам III группы - 1000 рублей.
- первоочередное бесплатное ежегодное обеспечение путевкой в санаторно - курортное (при наличии медицинских показаний с выдачей листка нетрудоспособности) или другое оздоровительное учреждение, а в случае невозможности предоставления путевки - денежная компенсация в размере ее средней стоимости (только инвалидам).
- бесплатный проезд по территории Российской Федерации на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси) и на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) в сельской местности, а также на железнодорожном и водном транспорте пригородного сообщения и в автобусах пригородных маршрутов;
- ежемесячная выплата денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в размере 2-х кратного размера минимальной оплаты труда;
Порядок финансирования расходов, в том числе порядок компенсации организациям независимо от организационно - правовой формы и формы собственности, местным органам власти и управления расходов, связанных с реализацией настоящего Закона в части норм, отнесенных к их компетенции, устанавливается Правительством Российской Федерации, если не оговорено иное.
Перечисление денежных средств бюджетополучателям производится на основании представленных документов в Отделение федерального казначейства (Приложение 1, 2).
В Отделении федерального казначейства получают компенсацию 36 человек: участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС - 33 человека: 23 инвалида и 10 ликвидаторов, 3 детей в возрасте до 14 лет, которые состоят на учете в Комитете социальной защиты населения по Майнскому району.(Приложение 3).
Предприятие, на котором работает участник ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, выплачивает денежные средства участнику ликвидации аварии из собственных средств с последующим возмещением их из федерального бюджета.
Ежеквартально организация представляет в Отделение федерального казначейства отчет по прилагаемой форме.(Приложение 4).
Рассмотрим на примере Майнского района выплату компенсаций из федерального бюджета участникам ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
Заключение:
При написании данной работы преследовалась следующая цель – определить значимость и верность создания относительно нового органа финансового управления государства – федерального казначейства, сформулировать основные принципы бюджетного процесса , основные направления в социальной политике государства на региональном уровне, показать на примере органов федерального казначейства роль федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской федерации в плане выполнения социальных правительственных программ.
В процессе исследования данной проблемы, выявились некоторые интересные аспекты – это принятие Бюджетного кодекса, с четким разграничением полномочий соответствующих уровней бюджетов , дальнейшее развитие межбюджетных отношений, пути совершенствования бюджетного процесса , процентное соотношение доли социальных программ в бюджете Российской федерации, переход региональных и муниципальных бюджетов на казначейскую систему исполнения.
Душевой принцип выделения дотаций сохранен, однако они выделяются на более укрупненные задачи и цели. Конкретные суммы дотаций определяются в областях. Тем самым областям возвращена часть их компетенций, которой они были лишены при создании местного самоуправления. В этой связи уместно заметить, что с принятием принципа самоуправления , администрации областей и районов оказались в двойственном, до известной степени неопределенном положении.
С одной стороны, они являются органами регионального управления, проводят и координируют деятельность бюджетополучателей в этих сферах с учетом особенностей отдельных районов и региона в целом. Для выполнения этих функций они, казалось бы, должны быть наделены средствами и правом их расходования.
С другой стороны, такое их право стало бы прямым нарушением статуса самостоятельности и автономности регионов в экономической и финансовой сфере.
Только с решением насущных социальных проблем каждого региона в отдельности возможно продвижение вперед в плане создания социального государства, в котором каждый гражданин будет чувствовать себя социально и финансово защищенным.
Администрацией Ульяновской области многое делается в плане социальной защиты населения. Принятие законов, регулирующих межбюджетные отношения, социальных программ, создание новых рабочих мест – вот основная линия администрации Ульяновской области в решении социальных вопросов.
Основными субъектами социальных программ являются органы территориального управления, которые с помощью законодательных, бюджетных и административных рычагов формируют и реализуют программы. Объектом выступает население в целом, являющееся при всей сложной внутренней структуре особой социальной общностью.
В целях улучшения социальной защищенности граждан в Майнском районе, необходимо: