Введение:
Преобразование экономики России , вывод ее из кризиса на путь динамичного, прогрессивного развития связан со становлением высокоэф-фективного рыночного хозяйства, базирующегося на инициативе людей, на предпринимательстве. Россия вынуждена в быстром темпе пройти путь, совершенный мировой экономической историей, опираясь на достижения современной теории и практики рынка. И одновременно необходимо со-хранить и преумножить высокий уровень ранее сложившейся обществен-ной и индустриальной экономики.
Возникает вопрос, а насколько необходимо с самого начала привя-зывать проблему развития предпринимательства к задачам государствен-ного регулирования рыночного хозяйства ?
Известно, что сам рыночный принцип действия в экономике, и особенно его предпринимательские составляющие, находится в болезнен-ном противоречии со всяким вмешательством извне, в том числе и с вме-шательством государства.
Чем развитее и совершеннее рынок, тем более сильным квалифи-цированным и разнообразным должно становиться участие государствен-ных институтов в стимулировании и направлении предпринимательской деятельности .
Движение к оптимальной организации российского рыночного хо-зяйства возможно только на базе глубокого понимания людьми - настоя-щими и потенциальными предпринимателями - теоретических основ и технологий функционирования современной экономики.
Большое значение для каждого бизнесмена с самого начала предпринимательской деятельности имеет знание налогового законода-тельства
Глава 3:
К федеральным налогам и сборам относятся: налог на добавлен-ную стоимость, акцизы, налог на доходы физических лиц, единый соци-альный налог .
С 1 января 2001 года состав плательщиков НДС включены инди-видуальные предприниматели, в том числе и индивидуальные предприни-матели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения.
Не являются плательщиками данного налога, согласно Федераль-ного Закона от 31 июля 1998 года № 148-ФЗ “ О едином налоге на вменен-ный доход для определенных видов деятельности “, индивидуальные предприниматели, перешедшие на уплату единого налога на вмененный доход..
Индивидуальные предприниматели подлежат обязательной поста-новке на учет в налоговом органе.
С вступлением в действия 1 января 2001 года главы 21 НК РФ появилось новое понятие – освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС. Право на освобождение от исполнения обязанностей по уплате данного налога имеют организации и индивидуальные предприниматели при условии, что сумма выручки за три предшествующих календарных месяца от
25
реализации товаров не превысила 1 млн. рублей.
Суммы налога по товарам, приобретенным до 1 января 2001 года, к вычету не принимаются и учитывются в составе их покупной стоимости. Для подтверждения права на освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость представляются соответствующее заявление и необходимый пакет документов. Так, например частный предприниматель Тюзин Г. А. подал заявление на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость. За предшествующие три календарных месяца сумма выручки отреализации товаров (работ, услуг) составила в совокупности 17 тыс. рублей, что подтверждается следующими документами:
1) налоговыми декларациями по НДС за прошедшие налоговые периоды ;
2) книгой продаж ;
3) журналом полученных и выставленных счетов-фактур ;
4) книгой доходов и расходов .
При проведении проверки налоговый орган имеет право потребовать и другие документы и сведения необходимые при проведении налогового контроля.
Заявление, сведения и документы должны представлятся не позднее 20 числа календарного месяца, начиная с котрого предприниматель претендует на освобождение. Если не поступило заявления об освобождении, то НДС уплачивается и исчисляется в общеустановленном порядке.
В течении 10 дней, начиная со дня представления полного
пакета документов и сведений, налоговый орган проводит проверку для установления правомерности освобождения от исполнения обязанностей налогоплательшика, выносит решение и направляет первый экземпляр
Заключение:
В любой стране государственный бюджет - ведущее звено финан-совой системы. Он объединяет главные доходы и расходы государства.
Одной из серьезнейших проблем российской экономики в пере-ходный период ее развития является недостаток у государства финансовых ресурсов, вызванных в определяющей мере низким поступлением налогов в бюджеты всех уровней. Без выполнения комплекса мероприятий по по-вышению собираемости налогов невозможно осуществить структурную перестройку российской экономики повысить инвестиционную активность, решить назревшие социальные проблемы в обществе.
Совершенно очевидно, что повышение фискальной направленно-сти налоговой реформы по отношению к тем индивидуальным предприни-мателям, которые исправно платят или по крайней мере, пытаются платить налоги, является делом бесперспективным. Мало того, практика показала, что для этой категории плательщиков необходимо снижать налоговое бре-мя .
В этих условиях основное внимание законодательной и исполни-тельной власти, фискальных органов должно быть направлено именно на тех кто всеми правдами и неправдами скрывает свои доходы, минимизируя уплачиваемые налоги или не платя их вообще. В первую очередь речь идет о предпринимателях работающих в сфере торговли, общественного пита-ния, бытового обслуживания и некоторых других видов деятельности .
Принятый в конце 1995 г. Федеральный Закон « Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для таких предпринимателей не обеспечивал в должной мере в должной мере решения задачи наиболее полного учета объектов налогообложения, поскольку особенности их дея-тельности (работа с наличными деньгами без кассовых аппаратов и др.) не позволяли их контролировать налоговыми органами в необходимой степе
73
ни, в следствии чего не были ликвидированы условия для ухода от уплаты налога и развития теневого бизнеса.
В связи с этим и было принято решение о введение особого режи-ма налогообложения отдельных предпринимателей: установление вменен-ного дохода. Это решение имеет, с одной стороны, целью увеличения на-логовых поступлений , а с другой - упрощение процедур расчета и сбора налогов.
Введение единого налога на вмененный доход позволяет также бо-лее полно определять налоговые поступления при утверждении бюджетов различных уровней на финансовый год. Вместе с тем для законопослуш-ных налогоплательщиков создаются дополнительные стимулы по разви-тию производства и увеличению объемов реализации, поскольку размер единого налога в основном определяется не по отчету, а по натуральным показателям, характеризующим условия осуществления хозяйственной деятельности.