Введение:
Основным инструментом государственного регулирования экономики является денежно-кредитная политика, поскольку, воздействуя на формиро-вание и развитие банков, государство тем самым может способствовать раз-витию экономической системы в целом.
Основным органом проводящим кредитную политику является Цен-тральный Банк.
Государственный банк был образован по указу императора Александра 2 от 31 мая (12 июня) 1860 года. Одновременно с указом император подписал его устав, согласно которому новое учреждение являлось банком краткосроч-ного коммерческого кредита, призванным содействовать «упрочнению де-нежной кредитной системы» и «оживлению торговых оборотов» в стране.
Денежно-кредитная политика государственного банка Российской им-перии была направлена на поддержание стабильности курса национальной валюты и поступательное развитие отечественной экономики. Для решения этих задач государственный банк использовал различные инструменты, в том числе создание биржевых синдикатов для поддержания отечественного фон-дового рынка (с 1899 года) и банковских консорциумов, которые были при-званы оказывать финансовую помощь российским фирмам в годы кризиса (с 1906 года).
В начале 20-го века в Российской империи окончательно сложилась двухуровневая банковская система во главе с государственным банком, кото-рый кредитовал акционерные коммерческие банки. С 1905 года государст-венный банк все чаще отказывался от роли прямого кредитора промышлен-ности и сельского хозяйства, осуществляя кредитование через коммерческие банки, которым выдавал с этой целью крупные кредиты (порядка 80% общего объема учетно-ссудных операций).
В начале реформ 1990-х гг. на базе Российской конторы Госбанк СССР был учрежден Госбанк РСФСР, которому после упразднения Государствен-ного банка СССР были переданы функции, а также имущества на территории РСФСР. С принятием в декабре 1990года закона о Центральном банке РСФСР Банку было предоставлено право выпуска и изъятия денег их обра-щения.
Центральный банк Российской Федерации отвечает совместно с Прави-тельством Российской Федерации за разработку и проведение единой госу-дарственной денежно-кредитной политики. Главная задача Банка России со-стоит в защите и поддержание стабильности национальной валюты. Основ-ными целями его деятельности являются укрепление покупательной способ-ности и стабильности рубля, развитие и укрепление банковской системы Рос-сии, обеспечение эффективности и бесперебойного функционирования сис-темы расчетов.
Глава 3:
Проведение сделок «валютный своп» с кредитными организациями создаст дополнительные возможности для краткосрочного рефинансирова-ния, что особенно актуально в случае реализации пессимистического сцена-рия, характеризующего близкими к нулю темпами прироста золотовалютных резервов и низкими темпами пополнения денежного предложения.
В связи с растущим спросом на операции по хеджированию валютных рисков в 2002 году Банк России примет участие в разработке и совершенст-вовании нормативно-правовой базы срочного валютного рынка.
Мероприятия по совершенствованию платежной системы Банка России направлены на обеспечение эффективного и надежного обслуживания всех ее участников, а также на дальнейшее содействие реализации мероприятий де-нежно-кредитной политики, что предполагает как расширение и укрепление нормативной и методологической базы в области платежной системы, так и проведение практических работ по ее совершенствованию.
Работа по совершенствованию нормативной базы в 2003 году нацелена на расширение сферы применения электронных платежных документов, ис-пользуемых при осуществлении безналичных расчетов, унификацию правил электронного документооборота, стандартизацию форматов электронных со-общений, совместимых с соответствующими форматами, применяемыми в международной практике. Это способствует совершенствованию технологий и повышению скорости обработки информации, а также автоматизации учет-но-операционных работ, выполняемых при осуществлении платежей, что по-зволяет снизить уровень операционных рисков.
В соответствии с международной практикой получит дальнейшее раз-витие методологическая база в части наблюдения за платежными системами в Российской Федерации с целью обеспечения их стабильного функционирова-ния.
Наблюдение Банка России за собственной платежной системой стро-иться на основе определения комплекса базовых показателей, используемых для анализа ее состояния и принятия мер по повышению эффективности ее функционирования.
Проводимая работа увеличивает информационную открытость и про-зрачность платежной системы для пользователей и общественности за счет публикации показателей ее работы как в системе Банка России, так и в рос-сийской и международной печати.
Заключение:
Эффективность деятельности Банка России во многом связана с успеш-ной реализацией им денежно-кредитной политики, являющейся важнейшей функцией любого центрального банка. Именно центральный банк является основным проводником денежно-кредитной политики и органом, осуществ-ляющим денежно-кредитное регулирование.
Особого внимания заслуживает определение места и роли денежно-кредитной политики в структуре экономической политики государства. Де-нежно-кредитная политика является одной их составных частей (блоков) го-сударственной экономической политики, включающей также структурную, бюджетно-налоговую и внешнеэкономическую политику. Часть проблем эко-номики контролируется государством, остальные должны решаться путем рыночного саморегулирования.
Государственная экономическая политика должна предусматривать меры по решению проблем в каждом блоке. Центральный банк выполняет свою часть денежно-кредитную политику, он отвечает за ее проведение. Од-нако денежно-кредитная политика эффективна только в том случае, если аде-кватно подкрепляется бюджетно-налоговыми и структурными мерами в рам-ках государственной экономической политики. Поэтому в области принятия стратегических решений необходима тесная координация действий всех ор-ганов государственного управления.
В российских условиях существует опасность преувеличения роли Цен-трального банка в достижении финансовой стабилизации экономики. Само понятие финансовой стабилизации в начале 90-х годов вызывало много тео-ретических споров. Согласно одной точке зрения, которой придерживались большинство российских ученых и которой нельзя не согласиться, под реаль-ной микроэкономической стабилизацией понимается обеспечение устойчи-вости бюджетной системы надежности банковского сектора и различных сег-ментов финансового рынка, нормального функционирования денежного обращения, устойчивого финансового положения предприятия. В этом случае становится ясной роль денежно-кредитной политики Центрального Банка лишь как одной из составляющих экономической политики государства.
В соответствии с другой точкой зрения, финансовая стабилизация ото-ждествлялась с поддержанием инфляции на определенном уровне с целью последующей активизации инвестиционной деятельности, стабилизации и роста производства. В этом случае роль Центрального банка в экономике ста-новится явно гипертрофированной. Вместе с тем российская практика начала – середины 90-х гг. по существу показала несостоятельность данной концеп-ции. Уже к концу 1996года стало ясно, что, несмотря на достаточно устойчи-вое снижение темпов инфляции и уменьшение бюджетного дефицита, спад ВВП и промышленной продукции усилился, не удалось повысить и инвести-ционную активность.
За последние 10 лет в России произошло не только сжатие самой эко-номики, но и существенное сокращение доли участия государства в экономи-ке. Приватизация государственной собственности привела к ослаблению его фундаментальных функций, что вызвало такие доструктурные явления, как разрушение производственного потенциала, уход экономики в «тень», явный недостаток инвестиций при стабильно высоком оттоке капитала за рубеж.