Введение:
В настоящее время, с переходом экономики к рыночным отношениям, повышается самостоятельность предприятий, их экономическая и юридическая ответст¬венность.
Возрастает значения финансовой устойчивости субъектов хозяйствования. Все это значительно увеличивает роль анализа их финансового состояния: на¬личия, размещения и использования денежных средств.
Применение в России модели рыночных отношений, базирующейся на частной форме собственности, вызвало необходимость изменения системы управления, в том числе и системы бухгалтерского учета.
Для того чтобы работа была комплексной и планомерной Правительство Российской Федерации в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, разработало положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, другие нормативные акты и методические указания, устанавливающие принципы правила и способы ведения организациями учета хозяйственных операций , составления и представления бухгалтерской отчетности .
За истекший период учетная политика превратилась из непонятной для многих категории в реальный инструмент управления организацией, финансового и налогового планирования ее деятельности.
Поскольку способы отражения операций в бухгалтерском учете учитываются при выработке и принятии управленческих решений, значение учетной политики достаточно велико.
Она является основой для формирования всех остальных организационно-распорядительных документов организации.
Поэтому руководителю и главному бухгалтеру следует серьезно отнестись к формированию и утверждению учетной политики, так как от этого зависит, насколько эффективной, оперативной и гибкой будет дальнейшая деятельность организации. На учетную политику ссылаются налогоплательщики, ее положения применяются арбитражными судами в качестве доказательств при решении налоговых споров. В ряде случаев законные и обоснованные положения приказа об учетной политике более весомы, нежели письма и разъяснения Минфина России, МНС России, территориальных налоговых инспекций.
Целью настоящей работы является рассмотрение содержания учетной политики, порядка внесения изменений и дополнений в учетную политику, налоговых последствий избрания организацией тех или иных способов ведения бухгалтерского учета.
Глава 3:
Аудит может быть внутренним и внешним. Внутренний аудит или финансовый контроллинг, осуществляется самим предприятием. В его задачи входит внутрихозяйственный контроль за формированием затрат по местам возникновения, выявление отклонений от плановых смет и нормативов, анализ их причин и установление виновных лиц, поиск резервов хозяйственно финансовой деятельности и обеспечение необходимой информацией руководителей предприятий и акционеров. Такой контроль на крупных предприятиях должен проводиться повседневно специализированным отделом. Важно отметить, что его не следует замыкать на главного бухгалтера и бухгалтерию. На небольших предприятиях обязанности внутреннего аудита возлагаются на ревизионную комиссию, назначаемую учредителями. Для проведения внутреннего аудита возможно привлечение профессиональных аудиторов со стороны.
Внешний аудит проводится по договору аудиторской фирмой с целью проверки бухгалтерского учета и отчетности предприятия, а также объективной оценки его финансовых возможностей и достоверности исчисления платежей в бюджет.
В процессе аудиторской работы применяются хорошо известные и
вообще. Арифметическая (счетная) проверка не сводится только к проверке зарекомендовавшие себя как надежные методы формальной, логической и
арифметической проверки. При формальной проверке выявляется, все ли реквизиты
документа имеют место и правильно ли они заполнены, имеются ли подписи
ответственных лиц, относится ли документ к тому месяцу, в котором он проведен по учетным регистрам, и т.д. Логическая проверка выясняет, имела ли место та или иная хозяйственная операция и в указанном ли объеме. Арифметическая проверка
выявляет ошибки при таксировке (умножении цены или расценки на количество) или суммировании ряда чисел в процессе составления накопительных и группировочных ведомостей. Логическая проверка, или проверка по существу, выявляет приписки из-за завышения объема выполненных работ, завышения цены расценок, отражения в первичных документах таких работ, которые никогда не выполнялись и не могли быть выполнены простых арифметических действий. Даже при проверке таксировки не просто определяется правильность умножения цены на количество, а привлекаются к проверке цены, расценки, тарифы, ставки, нормы и т.д., т.е. арифметическая проверка сочетается с логической.«Красное сторно» представляет собой обычную исправительную или корректировочную запись в случае ошибки, которую аннулируют, или же оно используется при показе отрицательных отклонений (экономии) фактической себестоимости продукции, работ и услуг от плановой себестоимости. Однако, когда красных записей в учетных регистрах чересчур много, особенно в отношении сырья и материалов, то эти записи требуют особого внимания и анализа. Их появление в больших количествах свидетельствует о неопытности и небрежности учетного персонала складских работников, в результате чего возникают «красные остатки» отдельных видов сырья и материалов, что представляется явным абсурдом.
Заключение:
В дипломной работе поставлена задача - определить содержание, сущность, подходы к формированию учетной политики.
Понятие и явление учетной политики тесно связано с действующим постоянно меняющимся законодательством. Поэтому следует обратить внимание, что грамотное обоснование того или иного пункта, положения, варианта учетной политики зависит, во-первых, от знания действующей нормативной базы и, во-вторых, от возможности ее грамотного применения.
Учетная политика, представляет собой относительно новое явление в отечественной учетной теории и практике, сроки и опыт реализации которой в жизни еще незначительны. Изучая нормативную базу, анализируя практический опыт различных предприятий в условиях переходного к рынку этапа экономических отношений, мы должны учиться самостоятельно принимать решения, уметь всесторонне их обосновывать.
Хотелось бы отметить, что для решения некоторых вопросов учетной политики, четкое разрешение и обоснование в нормативной базе отсутствует. Поэтому руководители и бухгалтеры, руководствуясь экономической логикой и здравым смыслом, зачастую рискуют, т.к. в этой области принятия решений действует сильный субъективный фактор и защитить свое решение перед проверяющими органами становиться довольно сложно. В ходе изучения деятельности предприятия, я сделала следующие выводы:
Подход к формированию учетной политики несколько формален, в связи с тем, что в приказе об учетной политике изложен пункт касательно порядка отражения в бухгалтерском учете операций по приобретению и заготовлению материально-производственных запасов с применением балансового счета 16 «Отклонения в стоимости материалов», а деятельность МУП «Центральный рынок» не является производственной. Поэтому необходимость, на мой взгляд, в данном пункте отсутствует, т.к., следует помнить о том, что одним из основных принципов формирования учетной политики, является принцип рациональности. В связи с этим, если предприятие расширит, либо изменит область своей деятельности, то данный пункт будет целесообразно ввести в виде дополнений;
Также руководителю МУП «Центральный рынок» в ходе проведения внутреннего аудита рекомендовано отдельным приказом о дополнениях, вносимых в учетную политику оформить выбор способа о начислении амортизации нематериальных активов;
Также при проведении внутреннего аудита, внимание руководителя
обращено на то, что необходимо перевести в соответствии с требованиями Плана
счетов в состав материалов или основных средств имеющиеся малоценные и быстроизнашивающиеся предметы;
Учитывая то, что на балансе МУП «Центральный рынок» имеется компьютерная техника, целесообразнее учет вести посредством использования компьютерных бухгалтерских программ, например «1C Бухгалтерия», т.к. это повысит оперативность учета и также приведет к снижению трудоемкости;
Обеспечить своевременный переход на новый План счетов и внести соответствующие изменения в учетную политику организации.