Введение:
Хозяйственные связи - необходимое условие деятельности предприятий, так как они обеспечивают бесперебойность снабжения, непрерывность процесса про-изводства, своевременность отгрузки и реализации продукции. Оформляют¬ся и за-крепляются хозяйственные связи договорами, согласно которым одно предприятие выступает поставщиком товарно-материальных ценностей, работ или услуг, а дру-гое - их покупателем, потребителем, а значит плательщиком.
К сожалению, на сегодняшний день осуществлять расчеты с поставщиками и контролировать своевременное поступление средств от покупателей, становит¬ся все труднее.
В силу экономического кризиса, продолжающегося последние 15 лет, пред-приятия вынуждены действовать в условиях хронических неплатежей, при этом важной задачей является не только не потерять традиционных партнеров, необхо-димых для продолжения деятельности предприятия, но и приобрести новых для расширения их возможностей. В связи с этим в настоящее время, очень актуальной темой становится взаимоотношения между поставщиками и покупателями. Акту-альность этой темы связана еще и с тем, что с переходом России к рыночной эко-номике появились новые формы расчетов, о которых раньше ничего не было из-вестно. При этом необходимо помнить, что выбранная форма расчетов на пред-приятии может как привлекать фирмы к со¬трудничеству, так и отталкивать их.
В процессе производства продукции и ее реализации предприятия вступают в расчетные отношения с поставщиками и подрядчиками, заготовительными ор¬ганизациями и прочими покупателями.
В основе финансовой деятельности коммерческих предприятий лежит постоянный кругооборот денежных средств, авансированных для производства и сбыта продукции. В каждом хозяйственном цикле эти средства должны возобновляться, то есть с прибылью возвращаться предприятию.
Четкая организация расчетов между по¬ставщиками и покупателями оказывает
непосредственное влияние на ускорение оборачиваемости оборотных средств и свое
временное поступление денежных средств, что очень важно для обеспечения бес-перебойного процесса заго¬товления, производства и реализации продукции [26, с.12].
Дебиторская и кредиторская задолженность - неизбежное следствие сущест
вующей в настоящее время системы денежных расчетов между организация-ми, при которой всегда имеется разрыв времени платежа с момента пере¬хода права собственности на товар, между предъявлением платежных докумен¬тов к оплате и временем фактической оплаты.
Под дебиторской задолженностью мы понимаем задолженность организаций и физических лиц данной организации (например, задолженность покупателей за приобретенный товар или оказанные услуги, задолженность подотчетных лиц за выданные им денежные суммы и пр.). Соответственно, организации и лица, яв-ляющиеся должниками данной организации, называются дебиторами.
Глава 3:
Также как и при аудите расчетов с поставщиками и подрядчиками проверяя расчеты с покупателями, аудитор должен обратить внимание на наличие всех оп-равдательных документов на реализацию товарно-материальных ценностей, а в от-дельных случаях – провести встречные проверки на предприятиях покупателях, при необходимости запросить в банках копии документов.
Любая отгрузка на сторону ТМЦ производиться при наличии доверенности, оформленной с соблюдением всех требований действующего законодательства. В нарушение выше изложенного, при проверке установлено отсутствие доверенно-стей:
• ООО «Мелекесс» на получение на получение продукции по товарной накладной № 212 от 23.04.05 г. на сумму 154582,22 руб;
• ИП Тукаев А.К. на получение продукции по товарной накладной № 356 от 19.06.05 г. на сумму 58000,0 руб.
Первичные учетные документы, на основании которых ведется бухгалтер-ский учет, должны содержать следующие обязательные реквизиты: наименование документа (формы), код формы, дату составления, наименование организации, от имени которой составлен документ, содержание хозяйственной операции, наиме-нование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственных операций и правильность ее оформления, личные подписи и их расшифровки. В нарушение вышеизложенного, в ходе проверки установлено следующее: в товарных наклад-ных на реализацию комплектующих, описанных в пункте 1 данного раздела отсут-ствуют подписи должностных лиц, получивших ТМЦ;
При проверке правильности исчисления суммы НДС, подлежащих уплате в бюджет, руководствуясь положениями главы 2 Налогового кодекса, установле-ны нарушения законодательства.
Расхождения данных бухгалтерского учета и налоговой отчетности по сум-
мам НДС, подлежащим начислению и вычетам возникла в результате несвоевре
менного отражения в главной книге сумм НДС, подлежащим начислению и вычетам по авансам:
Дебет 62.2 Кредит 68.2 и Дебет 68.2 Кредит 62.2 – в июне 2004 г.(отражено в июле). Причину расхождения в части начисления сумм НДС рекомендовано опре-делить самостоятельно, сдать измененные расчеты по НДС в ИФНС по Ленин-скому р-ну г.Ульяновска.
С ООО «Цпсана» ЗАО «Глобус» заключила договор поручения №25 от 16.01.04 г. на заключение сделок по реализации кондитерских изделий от имени и за счет заказчика.
По условиям договора расчеты осуществляются ежемесячно на основании актов сдачи-приемки работ за истекший месяц (составляются не позднее 2-го числа каждого последнего месяца). Вопреки вышеизложенному, акт выполненных работ от 31.03.04 г. составлен в целом за квартал. В акте указано, что реализовано това-ров:
Заключение:
В заключении необходимо подвести итог проделанной работе и вкратце из-ложить суть дипломной работы. Целью работы являлось изучение учета расчетов с поставщиками и покупателями не только в теории, но и рассмотреть как ведется этот учет на практике на примере ЗАО «Глобус», а также проведения аудита этих расчетов.
Известно, что в процессе производства продукции и ее реализации предпри-ятия вступают в расчетные отношения с поставщиками и подрядчиками, заготови-тельными организациями и прочими покупателями. Четкая организация между по-ставщиками и покупателями оказывает непосредственное влияние на ускорение оборачиваемости оборотных средств и своевременное поступление денежных средств, что очень важно для обеспечения бесперебойного процесса заготовления, производства и реализации продукции.
Оформляются и закрепляются хозяйственные связи с предприятиями догово-рами купли-продажи, где изначально четко оговорены все подробности заключения сделки: предмет договора, цена и общая стоимость договора, сроки и условия по-ставки, условия платежа, порядок перехода права собственности от одного вла-дельца к другому, а также права и ответственность сторон в случае невыполнения условий сделки и др.
Денежные расчеты осуществляются организацией в виде безналичных пла-тежей, посредством банков. Безналичная форма расчетов позволяет существенно снизить расходы на денежное обращение, сокращает потребность в наличных де-нежных средствах, обеспечивает их более надежную сохранность.
Рыночной экономике известны следующие виды безналичных расчетов, раз-личающихся в зависимости от взаимного доверия торговых партнеров и роли, ко-торую призваны в каждом конкретном случае играть банки при расчетах с продав-цом и покупателем, это такие, как: расчеты платежными поручениями, платежными требованиям -поручениями, аккредитивами, чеками, векселями, инкассовыми по-ручениями, плановые платежи, расчеты, основанные на зачете взаимных требова-
ний и т.п.
Основной целью проведения аудита расчетов с поставщиками и покупателя-ми на ЗАО «Глобус» являлось установление достоверности совершенных хозяйст-венных операций и соответствия их нормативным актам, действующим в Россий-ской Федерации.
На предварительной стадии аудита были совершены действия по изучению системы бухгалтерского учета, оценке уровня внутреннего контроля, определению уровня существенности и составлению программы аудита. Эти действия, а также аудит расчетов были основаны на федеральном законе «Об аудиторской деятельно-сти» от 07.08.2001г. №119-ФЗ и постановлении Правительства РФ от 23.09.2002г. №696 «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельно-сти».
Проведение аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками начинается с правовой оценки договоров с позиции законодательства и проведения инвентари-зации расчетов. Дальнейший аудит проводился в соответствии с программой про-верки.
Ошибки в бухгалтерском учете на ЗАО «Глобус» были выявлены при прове-дении следующих процедур:
Процедура 1 – Наличие оправдательных документов. В ряде случаев расходы ЗАО «Глобус» были отражены на счетах только на основании документов налого-вого учета, то есть счетов-фактур.
Часть первичных документов, принятых к учету оформлена с нарушением установленного порядка, в части заполнения всех реквизитов в документах, по ко-торым утверждены унифицированные формы и наличия в документах, составлен-ных в произвольной форме номеров и дат составления, подписей сторон, участ-вующих в хозяйственных операциях.