Введение:
Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии эко-номической структуры любого современного общества играет го-сударственное регулирование, осуществляемое в рамках избран-ной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономиче-ское и социальное регулирование, является финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство об-разует централизованные и воздействует на формирование децен-трализованных фондов средств, обеспечивая возможность выпол-нения возложенных на него функций.
Экономические и политические реформы, проводимые в России с начала девяностых годов, также не могли не затронуть сферу государственных финансов, и, в первую очередь, бюджетную сис-тему. Государственный бюджет, являясь главным средством моби-лизации и расходования ресурсов государства, дает политиче-ской власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать раз-витие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социаль-ную поддержку наименее защищенным слоям населения.
Очевидно, что успех экономического реформирования в нашей стране в большой степени зависит от того, в каких направлени-ях пойдет преобразование финансовой системы общества, на-сколько бюджетная политика государства будет отвечать требо-ваниям времени.
Поиск выхода из глубочайшего экономического кризиса, в ко-тором на сегодняшний день оказалась Россия, потребовал ради-кального обновления финансовой системы общества. Составной частью пути выхода из кризиса явилось принятие нового Бюджет-ного кодекса Российской Федерации, установившего общие прин-ципы бюджетного законодательства и правовые основы функциони-рования бюджетной системы и бюджетного процесса Российской Федерации. В связи с этим изучение бюджетной системы, бюджет-ного процесса, теоретических и законодательных основ и реаль-ной практики функционирования бюджетного механизма обрело в настоящее время особую актуальность.
Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуще-ствления властных полномочий, дает государству реальную эко-номическую и политическую власть. Именно бюджет, показывая размеры необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны, имен-но бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и терри-ториям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение нацио-нального дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет вы-ступает инструментом регулирования и стимулирования экономи-ки, инвестиционной активности, повышения эффективности произ-водства, именно через бюджет осуществляется социальная поли-тика. Таким образом, бюджет, объединяя в себе основные финан-совые категории (налоги, государственный кредит, государст-венные расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.
Глава 3:
Чтобы бюджетные расходы на социальные цели были эффектив-ными, они должны быть адресными. Пока же бесплатными и субси-дируемыми услугами государства в области здравоохранения, об-разования, коммунального хозяйства пользуются не только лица, действительно нуждающиеся в государственной поддержке, но и достаточно обеспеченные, способные сами финансировать такие расходы. Здесь есть серьезный резерв сокращения расходов бюд-жета, однако важно не перегнуть палку.
Попытки ликвидировать задолженность по зарплате в 2001-2002 гг. наглядно показали, что предназначенные для этого средства нередко до места назначения не доходили, работники зарплату не получали, но губернаторы рапортовали об успехах, и никто не нес за это ответственность. Нецелевое использова-ние бюджетных средств стало массовым явлением.
Должного контроля за тем, как правительство, областные (республиканские) или муниципальные власти расходуют бюджет-ные деньги, нет во многом потому, что порядок такого контроля не определен Конституцией. Правда, Счетная палата проверяет исполнение доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структу-ре и целевому назначению, эффективность и целесообразность расходов государственных средств и использования федеральной собственности, проводит финансовую экспертизу проектов феде-ральных законов, нормативных правовых актов, так или иначе затрагивающих госбюджет. Но этого недостаточно.
Парламент имеет право заслушать отчет правительства об ис-полнении бюджета и не утвердить его, если было нарушение. Но только Президент РФ может отстранить от должности конкретного чиновника, виновного в нарушении закона «О федеральном бюдже-те». Неоднократно высказывались предложения, во-первых, вне-сти в Конституцию поправку, дающую право парламенту гласно контролировать исполнение бюджета в течение года, причем не только по Федерации в целом, но и по отдельному ее субъекту, городу, району; во-вторых, включить в законодательство статьи о конкретной ответственности чиновников за нарушение закона «О бюджете» (направил деньги не туда, куда должен был напра-вить по закону, - отвечай по всей строгости Административного и Уголовного кодексов).
Заключение:
Бюджетная политика связана с разработкой и использованием государственного бюджета и бюджетов территориально-административных единиц. Главная ее задача - способствовать устойчивому и эффективному экономическому развитию страны по-средством оптимизации сбора налогов или рационального плани-рования государственных расходов.
Бюджет должен быть реальным - это первое условие нормально-го функционирования экономики. У истоков бюджетных неплатежей лежит нереалистичное бюджетное планирование, т.е. завышенная оценка возможного уровня реального ВВП и, соответственно, до-ходов бюджета. Мнимые (записанные в проекте бюджета) доходы распределяются по статьям расходов. На практике это приводит к необходимости секвестировать (урезать) расходы по ходу вы-полнения бюджета, а значит, к росту неплатежей, полному хаосу в управлении бюджетной сферой, падению финансовой, в том чис-ле налоговой, дисциплины и подрыву авторитета государственных институтов. Возможность одним дать деньги, а другим отказать по причине их отсутствия (хотя они и расписаны в бюджете именно для данной цели и данного бюджетополучателя) служит питательной средой для коррупции.
Чтобы бюджетные расходы на социальные цели были эффективны-ми, они должны быть адресными. Пока же бесплатными и субсиди-руемыми услугами государства в области здравоохранения, обра-зования, коммунального хозяйства пользуются не только лица, действительно нуждающиеся в государственной поддержке, но и достаточно обеспеченные, способные сами финансировать такие расходы. Здесь есть серьезный резерв сокращения расходов бюд-жета, однако важно не перегнуть палку.
Опыт развитых стран подсказывает, что надо сделать прозрач-ным, подконтрольным общественности весь процесс составления плана расходования бюджетных средств и само расходование. Иными словами, бюджет Федерации, республики, края, области или района должен быть более подробным и выполняться гласно по каждому направлению бюджетных средств, вплоть до небольших сумм, чтобы все видели, на что власти собираются потратить и как в действительности тратят деньги налогоплательщиков. Для этого бюджет должен быть детализированным, открытым и понят-ным. К сожалению, пока все попытки добиться этого в России наталкиваются на глухое сопротивление.
В качестве критериев эффективности бюджетной политики можно предложить следующие:
уровень собираемости бюджетных доходов в целом, налогов в частности;
уровень выполнения бюджетных обязательств;
величину бюджетного дефицита и скорость роста государствен-ного долга;
объем финансовых ресурсов, отвлекаемых на обслуживание го-сударственного бюджета;
уровень монетизации бюджетного дефицита;
величину валютных резервов, используемых для финансирования бюджетного дефицита;
динамику валового внутреннего продукта;
уровень безработицы;
степень выполнения законодательных актов о бюджете.
В условиях России к вышеназванным показателям можно доба-вить критерии, характеризующие специфику современного этапа в развитии российской экономики:
масштабы эмиссии денежных суррогатов (КО, КНО, зачеты);
величину просроченной задолженности по оплате труда из-за отсутствия бюджетного финансирования;
величину просроченной задолженности по оплате государствен-ного заказа.
Основные направления бюджетной политики в качестве приори-тетных направлений бюджетной политики должны быть следующими:
осуществление налоговой реформы на основе принятия Налого-вого кодекса и повышение на собираемости налогов;
осуществление бюджетной реформы на основе принятия Бюджет-ного кодекса и упорядочения бюджетного процесса в Россий-ской Федерации;
полномасштабный переход на казначейское исполнение бюджетов РФ и ее субъектов, местных бюджетов и внебюджетных фондов;
сокращение государственных расходов при полном выполнении бюджетных обязательств;