Введение:
Одной из главных задач, стоящих перед экономикой России и каждого хозяйствующего субъекта является финансовое оздоровление. Обеспечение эффективного функционирования предприятий требует экономически грамотного управления деятельностью, которое заключается в глубоком и системном исследовании факторов изменения результатов деятельности, обосновании планов и управленческих решений, выявлении резервов повышения эффективности производства, выработке экономической стратегии его развития. Особое значение для финансового состояния предприятия имеют вопросы, которые напрямую связаны с расчетно-платежными операциями и, как следствие этого, несомненно, координирующих работу хозяйственного субъекта в целом - это кредиторская и дебиторская задолженности. Нестабильность рыночных отношений между хозяйствующими субъектами, ухудшение их финансового состояния, неплатежеспособность многих предприятий, недостаточно обоснованный подход к выбору поставщиков, подрядчиков и потребителей товаров и услуг, низкий уровень управления кредиторской и дебиторской задолженности в целом привели к тому, что проблема задолженности стоит перед всеми хозяйственниками особенно остро. Многие российские предприятия несут серьезные потери, сталкиваясь с проблемой неплатежеспособности, ненадежности своих партнеров. По данным министерства экономического развития и торговли Российской Федерации общий объем дебиторской задолженности на 1 января 2004 года составил 4141,8 млрд. рублей, в том числе просроченной 877,5 млрд. руб .
Особую актуальность проблема неплатежей приобретает в условиях инфляции, когда происходит обесценивание денег. В этом случае иммобилизация
собственных оборотных средств становится особенно невыгодной. Всякая отсрочка платежа приводит к тому, что предприятие реально получает лишь часть стоимости реализованной продукции, в зависимости от покупательной способности денег в момент оплаты.
Глава 4:
Важной частью управления кредиторской и дебиторской задолженностью является контроль, который необходим для того, чтобы своевременно предотвратить излишнее увеличение задолженности, которое приводит к снижению денежных поступлений и возникновению безнадежных долгов, способных полностью поглотить прибыль предприятия.
Задачами внутрихозяйственного контроля кредиторской и дебиторской задолженности являются:
- подтверждение достоверности внутренней информации о величине и динамике задолженности;
- оценка эффективности их использования;
- выявление отклонений фактических показателей кредиторской и дебиторской задолженности от запланированных величин, а также факторов, повлиявших на эти отклонения;
- поиск внутрихозяйственных резервов роста финансовой устойчивости.
Специфический характер задач управления кредиторской и дебиторской задолженностью находит соответствующее отражение в организационном устройстве предприятий. На предприятиях, внедривших системы контроля, соответствующие службы рассматриваются обычно как своеобразные единицы, в компетенцию которых входит решение различных задач, в том числе управления кредиторской и дебиторской задолженностью1.
Внутрихозяйственный контроль проводится руководителями и функциональными подразделениями компании, в частности: службами сбыта и закупок, финансово-экономической службой, бухгалтерией, юридическим и планово-экономическим отделами, службой маркетинга, менеджерами проектов и финансовыми управляющими. При наличии развитой структуры подразделений и больших объемах деятельности, функция координации работ по проведению внутрихозяйственного контроля кредиторской и дебиторской задолженности возлагается на службу внутреннего аудита компании. Система внутреннего контроля должна четкого распределения обязанностей и ответственности функциональных подразделений при проведении операций, связанных с кредиторской и дебиторской задолженностью.
Если предприятие является небольшим, функции целого отдела выполняет соответствующий специалист. Например, функции юридического отдела выполняет один юрист, имеющийся в штате предприятия.
Каждый отдельный из рассматриваемых субъектов контроля находится в постоянном информационном взаимодействия с другими подразделениями, отделами и службами организации.
Заключение:
Переход экономики России на рыночные условия хозяйствования поставил предприятия перед необходимостью объективной оценки финансового состояния, платежеспособности и надежности своих партнеров. Предоставление экономическим субъектам полной хозяйственной самостоятельности в выборе рынков сбыта продукции, поставщиков и подрядчиков, в поиске источников финансирования заставляет особое внимание уделять расчетам с различными контрагентами. В этих условиях поддержание на приемлемом уровне финансовой устойчивости организации, развивающейся, как правило, в неблагоприятной конкурентной среде, зависит от своевременного поступления средств от покупателей и возможностей безопасной отсрочки платежей по своим краткосрочным обязательствам. Неуправляемая кредиторская и дебиторская задолженность зачастую является одной из причин кризисного состояния предприятий, поэтому важной задачей любого хозяйствующего субъекта является эффективное управление задолженностью, направленное на оптимизацию общего ее размера, обеспечение своевременной инкассации долга и погашение обязательств.
Способность целенаправленно регулировать кредиторскую и дебиторскую задолженность существенно расширяет возможности финансового управления предприятием. Применение методик управления кредиторской и дебиторской задолженностью позволяет количественно представить экономическую выгоду от ускорения оборачиваемости дебиторской задолженности и ее баланса с кредиторской задолженностью.
Динамика и структура кредиторской и дебиторской задолженности во многом связаны с правильным выбором кредитной политики, проведением постоянного мониторинга качества расчетно-финансовых операций и контроля исполнения платежной дисциплины.