Введение:
В условиях развития рыночной экономики, расширения производства многие организации открывают обособленные подразделения, расположенные вне места нахождения головной организации. Перед бухгалтерами таких организаций встает естественный вопрос – как организовать ведение бухгалтерского учета. Проблема заключается в том, что никаких определенных рекомендаций на нормативном уровне не имеется. Организация должна самостоятельно решить вопрос организации учета и отчетности. Если учетная политика для целей бухгалтерского учета составляется в соответствии с Положением "Учетная политика организации" (ПБУ 1/98) , то порядок разработки учетной политики для целей налогового учета законодательно не утвержден. Составление этой учетной политики вызывает затруднения, особенно в случае наличия в организации обособленного подразделения. Проблема заключается в том, что, лишив подразделение статуса налогоплательщика (что само по себе является весьма прогрессивным шагом), законодатель не определил механизм исполнения налоговых обязанностей создавших их юридических лиц.
Несмотря на то, что существуют рекомендации и комментарии различных специалистов по ведению учета в организациях, имеющих обособленные подразделения: аудиторов, налоговиков, бухгалтеров, они не имеют обязательного характера и соответственно юридической силы. В случае привлечения к ответственности за нарушение правил ведения бухгалтерского учета, организация не может защитить себя, ссылаясь на то, что она руководствовалась рекомендациями того или иного специалиста.
С открытием обособленного подразделения ведения учета усложняется, т.к. на службы головной организации возлагаются дополнительные обязанности по формированию сводной отчетности и контролю за деятельностью обособленного подразделения.
Глава 2:
Учетная политика для целей бухгалтерского учета составлена, руководствуясь Положением "Учетная политика организации" (ПБУ 1/98) . Порядок же разработки учетной политики для целей налогового учета законодательно не утвержден. Составление этой учетной политики вызывает затруднения, особенно в случае наличия в организации обособленного подразделения. Поэтому произведем подробный анализ учетной политики для целей налогообложения, т.к. практика показывает, что именно эта сторона интересует бухгалтеров, когда они сталкиваются с проблемой организации учета в организациях, имеющих обособленные подразделения.
Как уже говорилось выше, все фирмы в обязательном порядке должны составить учетную политику для целей налогообложения. Такое требование Налоговый кодекс выдвигает:
к налогу на добавленную стоимость (п. 12 ст. 167 НК РФ);
к налогу на прибыль (ст. 313 и 314 НК РФ).
Однако в ряде случаев фирма должна вносить в учетную политику для целей налогообложения и иные сведения, касающиеся определения налоговой базы по другим налогам или сборам.
Если у фирмы отсутствует учетная политика для целей налогообложения, налоговики могут оштрафовать ее на 50 рублей (п. 1 ст. 126 НК РФ).
Кроме этого могут оштрафовать и руководителя организации. Сумма штрафа составит от 300 до 500 рублей (ст. 15.6 КоАП РФ).
Как строить саму учетную политику, налоговые органы рекомендаций не дают. Таким образом, вопрос о структуре учетной политики для целей налогообложения фирма решает самостоятельно.
Учетная политика ООО «Прогресс» представляет собой единый документ.
К числу организационных принципов налогового учета на фирме можно отнести следующие основные положения:
1.Система налогового учета организуется и используется в целях получения данных для исчисления налогов в соответствии с внутренним Порядком обработки первичной документации и систематизации данных о хозяйственных операциях и объектах налогового учета.
2.Налоговый учет ведется бухгалтерией.
3.Филиал обязан строго соблюдать принципы и методы ведения бухгалтерского и налогового учета, определенные в данной учетной политике.
4.По месту нахождения филиала подлежат уплате следующие виды налогов и сборов:
налог на прибыль в части уплаты в бюджет субъекта РФ и местный бюджет;
налог на имущество предприятий;
местные целевые сборы.
5.Исчисление и уплату в бюджеты субъектов РФ и местной администрации налога на прибыль осуществляет головное подразделение организации.
6.Исчисление и уплату налога на имущество предприятий и местных целевых сборов поручается производить филиалу.
7.Для своевременного исчисления налогов и составления сводных деклараций филиал должен представлять в головное подразделение:
данные для расчета НДС - не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным;
налоговые регистры и иные сведения по налогу на прибыль - не позднее 23-го числа месяца, следующего за отчетным;
данные о сумме начисленного налога на имущество предприятий - до 23-го числа месяца, следующего за отчетным;
Заключение:
С образованием в организации обособленных подразделений, ее учетная политика меняется. Трудности при организации ведения учета в таких организациях объясняются следующими факторами.
Во-первых, в законодательстве отсутствует единый критерий, в соответствии с которым организация признается обособленным подразделением. Согласно ст. 11 НК РФ , обособленным подразделением организации признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места (рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца).
При этом в целях налогообложения не имеет значения, ни признание обособленного подразделения филиалом или представительством с точки зрения гражданского законодательства, ни отражение создания обособленного подразделения в учредительных документах организации, ни характер полномочий, которыми наделяется создаваемое подразделение.
Гражданским законодательством России предусмотрены две основные формы обособленных подразделений, расположенных вне места нахождения юридического лица – филиалы и представительства (ст. 55 Гражданского кодекса РФ ). Выделяя лишь два вида обособленных подразделений юридического лица, Гражданский кодекс РФ не ограничивает юридическое лицо в создании обособленных подразделений иных видов. Таким образом, критерии признания организации обособленным подразделением, изложенные в налоговом и гражданском законодательстве различны. В первом случае не требуется специального документального оформления обособленного подразделения, во втором – необходима указание на наличие филиала (представительства) в учредительных документах юридического лици и разработка отдельного положения.
Во-вторых, нет четких нормативных требований к организации учета, порядок его ведения определяется предприятием самостоятельно. В этих условиях бывают ситуации, когда трудно определить, какой порядок соответствует нормативным требованиям, а какой нарушает. При наличии у организации обособленных подразделений учетная политика должна содержать решение относительно уровня централизации учетных работ:
- при централизованной форме вся учетная работа проводится в центральной бухгалтерии, т.е. подразделения не составляют не только внутренние балансы, но и бухгалтерские регистры;