Введение:
Дошкольные образовательные учреждения (ДОУ) находятся сегодня, как и все общество, в состоянии глубокого кризиса. Его коренная причина в том, что десятилетиями дошкольные учреждения были привязаны к государству, к гос-подствующей системе. Конечно, особенно в последние годы, уже остро давали о себе знать такие проблемы, как отставание в воспитательных планах, «пере-косы» в подготовке специалистов определенного профиля. Все более обостря-лись социальные проблемы работников дошкольных учреждений. Другими словами, запас прочности на данный период был крайне незначительным. По-этому трудности, которые в период реформ неизбежны, оказались для системы дошкольного образования России особенно болезненными. Они привели к за-метным потерям.
Реформы в России придают сфере дошкольного образования новое значе-ние. Сейчас, в современный период, нужно наиболее максимально сохранить все то ценное, что есть у нас, все жизнеспособное в новых условиях.
В современных условиях дошкольные учреждения хотя и медленно, но становятся другими. ДОУ начали переход на гибкие системы обучения. Это тоже влияние реформ, важнейшее условие для подготовки современного до-школьника. ДОУ не могут жить в современных условиях без поддержки со сто-роны государства.
Сегодня из государственного бюджета удовлетворяются потребности до-школьных образовательных учреждений в финансировании только на 60-70 процентов. Этих средств едва хватает на поддержание минимального уровня жизни воспитателей и учащихся, ими лишь частично покрывается обеспечение текущей деятельности ДОУ. У дошкольных учреждений нет денег на покупку учебно-методической литературы, новое строительство, закупку нового обору-дования.
Этим и объясняется выбор темы данной дипломной работы.
В качестве объекта исследования выступает муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка детский сад № 40 Ок-тябрьского района г. Ижевска.
Целью дипломной работы является анализ организационно-экономических основ и особенностей функционирования дошкольных образовательных учреж-дений, расход бюджетных средств и варианты возможной экономии ассигнова-ний.
Методологическую и теоретическую основу исследования составляют ме-тодические и нормативно-правовые материалы практического характера.
В работе использованы результаты исследований зарубежных и отечест-венных специалистов.
Глава 3:
В рамках Программы (подпрограммы) необходимо проведение приклад-ных исследований, обеспечивающих разработку и установление местных (ре-гиональных) нормативов финансирования, определяемых в расчете на одного воспитанника по каждому виду и категории дошкольного образовательного уч-реждения. Планирование и распределение финансовых средств на основе рас-чета минимально необходимой потребности в них для реализации программы дошкольного образования определенной направленности в учреждении являет-ся одним из главных экономических условий его перехода на дифференциро-ванное финансирование.
В мероприятиях Программы целесообразно предусмотреть проведение анализа расходования дошкольным образовательным учреждением финансовых средств на реализацию общеобразовательной программы определенной на-правленности. Анализ позволит выявить ту часть финансовых средств, которая обеспечивает финансирование дошкольного образовательного учреждения в соответствии с его видом и категорией.
Определение объема минимальных расходов для каждого вида дошколь-ных образовательных учреждений в конкретном регионе позволит обосновать местные региональные нормативы бюджетного финансирования.
в) направление Программы "Финансовые ресурсы и механизмы реализа-ции дифференцированного финансирования дошкольных образовательных уч-реждений".
Первоочередной задачей в этом направлении является обеспечение воз-можности введения единого порядка планирования финансовых средств для осуществления дифференцированного финансирования дошкольных образова-тельных учреждений. Назревшая необходимость изменения условий формиро-вания источников финансирования образовательных учреждений может быть реализована путем привлечения к участию в Программе различных внебюд-жетных фондов как системы образования, так и других инновационных регио-нальных фондов. Целесообразны разработка механизмов привлечения их ре-сурсов к финансированию учреждений дошкольного образования; определение условий взаимодействия с банковскими и другими финансовыми структурами. Для этого, возможно, потребуется создание региональной межведомственной организационной структуры (комиссии, фонда и пр.).
Созданию сети региональных внебюджетных фондов в целях использова-ния их ресурсов для финансирования как мероприятий Программы, так и самих учреждений может быть посвящен отдельный раздел Программы. В качестве ресурсов рассматриваются не только финансовые средства, но и материально-техническое обеспечение дошкольных образовательных учреждений (оборудо-вание, инвентарь, капремонт и др.).
Заключение:
Итак, подводя итоги проведенному исследованию, отметим, что десятиле-тиями дошкольные учреждения были привязаны к государству, к господ-ствующей системе. В последние годы все более обострялись социальные про-блемы работников дошкольных учреждений.
В современных условиях дошкольные учреждения хотя и медленно, но становятся другими. ДОУ начали переход на гибкие системы обучения. Однако ДОУ не могут жить в современных условиях без поддержки со стороны госу-дарства.
Сегодня из государственного бюджета удовлетворяются потребности до-школьных образовательных учреждений в финансировании только на 60-70 процентов. Этих средств едва хватает на поддержание минимального уровня жизни воспитателей и учащихся, ими лишь частично покрывается обеспечение текущей деятельности ДОУ. У дошкольных учреждений нет денег на покупку учебно-методической литературы, новое строительство, закупку нового обору-дования.
К сожалению, в нынешних условиях система финансирования образова-ния, несмотря на декларируемость новых принципов, осталась по сути преж-ней, не учитывающей реального уровня потребности. Острая нехватка средств в этой ситуации приводит к тому, что образовательные учреждения ориентиру-ются на объемы работы, обусловленные не потребностью населения в образо-вательных услугах, а обеспеченные финансированием. Поэтому исходя не из потребности, а на основании финансовых прогнозов планируются объемы об-разовательных услуг, производственные мощности, штаты и т. д.
Хозяйственная деятельность ДОУ в УР пополняет финансовые средства за счет:
оказания платных услуг населению;
оказания образовательных услуг по договорам с родителями, спонсорство различных организаций, предприятий.
Эти средства, используемые ДОУ на обеспечение учебно-воспитательного процесса, текущие хозяйственные нужды учреждения и материально-техническое развитие, являются средствами самофинансирования, поскольку поступления из основных источников составляют около 70% потребности.
Прочие источники дополнительного финансирования ДОУ, разрешенные законодательством, - это дотации, благотворительные взносы и т. д.
Финансовые управления (отделы) в городах и районах непосредственно связаны с бюджетными организациями и населением. Именно они в первую очередь выдерживают то давление, которое оказывается работниками бюджет-ных учреждений на финансовую систему в связи с недостатком средств по фи-нансированию образования, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунального хозяйства.