Введение:
Актуальность. Настоящая работа предполагает рассмотрение форм государственного правления различных государств. С момента возникновения государства нарастал интерес к осмыслению формы государства, ресурсов его могущества, выявлению внутренней логики происходящих в нем процессов. Необходимость знаний о государстве для человека обусловлена тем, что они позволяют ему понять глобальные цели развития общества, более четко определить собственную роль в социальных изменениях. Но не менее актуален и повседневный аспект ценности этих знаний. В обыденной жизни человек вступает в бесчисленное множество взаимодействий, большинство которых имеет властный характер: в семье, в школе, на улице, на производстве и т.д. причем в одном случае он сам оказывает властное воздействие, в другом на него влияют. С одной стороны, понимание природы властных отношений позволяет индивиду воздерживаться от использования насильственных средств, в разрешении актуальных вопросов, быть терпимыми к инакомыслию. С другой стороны, знания о устройстве государства, препятствуют превращению человека в объект политических манипуляций более мощных сил. Следовательно, знания о формах государственного правления формируют гражданское правосознание, повышают правовую и политическую культуру.
Значение данной темы состоит в том, что политика как сфера деятельности по руководству обществом входит в жизнь каждого человека достаточно рано. «Если бы люди были ангелами, - как-то заметил один из авторов американской конституции и основателей государства (США) Дж. Мэдисон, - то не требовалось бы никакого правительства». Политика прежде всего, подразумевает государство, его внешнюю и внутреннюю политику. Люди смотрят телевизор, читают газеты, а значит так или иначе участвуют в жизни своего государства и человеку совсем не безразлично кто и управляет этим государством, как в нем власть.
Степень разработанности проблемы. Вопросам государственного правления посвятили свои работы такие ученые, как Сумбатян Ю.Г. в работе «Монархия – традиционная форма государственности», Темпл Д. «Подкоп под монархию», Палеолог М. «Царская Россия во время мировой войны», Мещеряков «Республиканская форма правления в России». В осмысление формы государственного правления заметный вклад внесли древнегреческие философы Сократ, Платон, Аристотель. Рассматривали эту проблему Локк и Монтескье. Отечественные философы, политические деятели и социологи, такие как Прокопич, Татищев, Посошков, Салтыков и другие посвятили свои работы вопросам монархии и республики, как формам государственного правления.
Глава 3:
Взаимоотношения президента и Конгресса есть главное для характеристики президентской республики, поэтому поиск поддержки большинства в Конгрессе становится постоянной задачей президента. Отсутствие парламентской поддержки президента не исключает того, что при чрезвычайных обстоятельствах возможно привлечение президента к ответственности при помощи особой процедуры, именуемой импичментом.
Для президентской республиканской формы правления характерна следующая совокупность признаков:
1. Президент и Конгресс избираются на отдельных выборах. Это во многом определяет независимое положение президента по отношению к парламенту.
2. Парламент (Конгресс США) в обычных обстоятельствах не имеет права отзыва правительства. Он не может свергнуть президента из-за различия политических мнений или из-за изменившегося большинства в Конгрессе. Только в исключительных случаях, когда Президент обвиняется в преступлении, представительный орган может подать на него жалобу в Совет, и последний может лишить его президентского поста двумя третями голосов.
3. Президент не располагает важнейшими дисциплинирующими средствами в отношении Конгресса. Он не может распустить его и назначить новые выборы.
4. Исключается совмещение правительственной должности и парламентского мандата. Президент и члены его правительства не могут занимать места в Конгрессе. Исключение существует лишь для Вице-президента США, который одновременно является председателем Сената.
5. Президентская форма правления не признает «рассредоточения» публичной власти: глава государства выступает одновременно и как глава правительства, выполняющего роль его «личного штаба». Парламентская ответственность министров, таким образом, отступает на второй план по сравнению с их лояльностью в отношении Президента, который сосредотачивает в своих руках руководящие исполнительные функции. Он один олицетворяет исполнительную власть и в этой миссии ему помогают государственные секретари, назначаемые индивидуально и увольняемые по воле президента.
6. Президенту формально закрыта возможность законодательной инициативы. У него есть только право наложить вето на законодательные решения Конгресса. Вето Президента может быть отменено при голосовании большинством 2\3.
7. Наличие сильной исполнительной власти гораздо менее зависимо от воли парламентариев, нежели в условиях парламентского республиканского правления, а значит, и более устойчиво.
8. Обязательное отделение законодательной власти от исполнительной каждая, из которой обособлена и выполняет соответствующие функции. Это обеспечивает определенный баланс властей или, по меньшей мере, их взаимный противовес. Разумеется, есть некоторые исключения в системе разделения, которые, сохраняя ее, в то же время соединяет обе власти. Например, законодательные полномочия Президента, надзорная функция Сената.
В американской политической литературе производится большое количество (не менее 8) «факторов, сдерживающих Президента». Среди них: Конгресс США, федеральные суды, и прежде всего Верховный суд, пресса (и ее руководители, рассматриваемые в качестве самостоятельного «фактора сдерживания»), общественное мнение, оппозиционная партия, заинтересованные группы, оппозиционные фракции и др
Заключение:
В данной работе были рассмотрены две формы правления: монархия и республика. В работе были приведены примеры различных вариантов республиканской и монархической формы правления по всему миру. Из этого можно сделать вывод, что всемирные процессы демократизации общества ведут к тому, что республиканская форма правления становится одной из самых массовых в мире.
Но в то же время во многих странах республика как форма правления проходит через эволюцию, постепенно избавляясь от элементов монархии, и все, более отвечая принципу разделения властей, становясь формой правления, которая отражает интересы граждан.
И в Российской Федерации эти процессы идут нелегко. Но уже то, что в 1993 году была принята Конституция РФ которая, является залогом того, что российское государство стоит на пути развития демократии.
Многие критикуют государственное устройство России. Это нормальный процесс. Государственная власть должна осуществлять свои полномочия для народа и служить народу. Поэтому она может модифицироваться в ходе своего существования, чтобы в наиболее полной мере отражать интересы и чаяния народа.
Так во Франции после недолгого существования четвёртой республики, была принята новая конституция и произошла корректировка схемы осуществления государственной власти республики, которая больше подходила для данной страны и данного народа. Сейчас мы получили результат этой реформы. По различным социальным показателям Франция занимает одни из первых мест в мире. Данный пример отражает принципы функционирования республики в истинно демократическом государстве, где власть осуществляет свои полномочия для народа и ради народа.