Введение:
Торговля является одной из крупнейших отраслей экономики любой стра-ны как по объему деятельности, так и по численности занятого в ней персонала, а предприятия этой отрасли являются наиболее массовыми. Деятельность тор-гового предприятия связана с удовлетворением потребностей каждого челове-ка, подвержена влиянию множества факторов и охватывает широкий спектр вопросов организационно-технологического, экономического и финансового характера, требующих повседневного решения. Торговым предприятиям в со-временных условиях приходится ежедневно сталкиваться с множеством про-блем организационного, экономического и финансового характера.
Процесс насыщения потребительского рынка товарами и возрастание кон-куренции требует от предприятий торговли любой организационно-правовой формы и формы собственности умения грамотно анализировать и на основании полученных результатов – совершенствовать свою хозяйственную деятель-ность.
Важную роль в аспекте рассматриваемой проблемы играет проблема со-вершенствования деятельности предприятий потребительской кооперации, за-нимающих одно из ведущих мест в торговом процессе страны. Критериями эф-фективности выбора в данном случае являются: скорость товародвижения, уро-вень издержек обращения и объемы реализации продукции.
Любая поставленная цель, такая как расширение ассортимента товаров, принятие решения о поисках источников финансирования потребностей пред-приятия, обновление или расширение деятельности и т.д., не может быть дос-тигнута без оценки внутренних резервов предприятия и определение потенциа-ла. Все эти аргументы выявляют актуальность и необходимость проведения анализа деятельности на предприятиях. Формирование рыночной экономики обусловливает развитие анализа в первую очередь на микроуровне – на уровне отдельных предприятий и их структурных внутренних подразделений, по-скольку эти низовые звенья (при любой форме собственности) составляют ос-нову рыночной экономики. Анализ на микроуровне наполняется конкретным содержанием, связанным с повседневной финансово-хозяйственной деятельно-стью предприятий, их коллективов, менеджеров, владельцев-собственников. В настоящее время необходимо проводить анализ обоснования и выполнения бизнес-планов, сравнительный анализ маркетинговых предприятий, анализ возможностей производства и сбыта, выяснение внутренних и внешнеэкономи-ческих ситуаций, влияющих на производство и сбыт, анализ соотношения спроса и предложения, анализ конкретных потребителей и оценки последними качества выпускающих изделий, анализ затрат живого и овеществленного тру-да с необходимой их детализацией, анализ конечных результатов производст-венной, сбытовой, маркетинговой деятельности (прибыль, убыток), анализ коммерческого риска со сказываемым на него влиянием различных факторов.
Анализ ─ одна из общих функций управления предприятиями, значимость которой не подвержена влиянию времени и вряд ли может быть переоценена. В той или иной степени анализом занимаются все, кто имеет хоть малейшее от-ношение к деятельности хозяйствующих субъектов.
Целью настоящей дипломной работы является оценка деятельности
Глава 3:
Рост длительности финансового цикла вызван резким увеличением опера-ционного цикла за счет замедления оборачиваемости дебиторской задолженно-сти, которое не может полностью компенсироваться увеличением периода обо-рота кредиторской задолженности.
Еще большее замедление оборачиваемости кредиторской задолженности приведет к уменьшению финансового цикла, но это снизит ликвидность пред-приятия. Таким образом, настоящее состояние управления задолженностью предприятия вполне адекватно стоящим перед ним целям.
Финансовый цикл предприятия формируется под влиянием политики ком-плексного оперативного управления текущими активами и пассивами, поэтому необходимо определить тип этой политики по отношению к рассматриваемому предприятию.
Для этого необходимо знать уровень системной (постоянной) части теку-щих активов предприятия. Этот уровень определяется на основании месячных балансовых отчетов предприятия. В ММПО «Оптовик» за счет долгосрочных пассивов в 2004 г. финансировалась только 73% постоянной части текущих ак-тивов, остальная доля системных текущих активов покрывается за счет теку-щих пассивов в форме кредиторской задолженности. Это соответствует агрес-сивной политике управления текущими пассивами, которая минимизирует ве-личину текущих финансовых потребностей (а следовательно, и финансовый цикл) за счет увеличения текущих пассивов.
Однако такая ситуация не влечет за собой особенно большого риска. В 2004 г. коэффициент текущей ликвидности больше норматива, что говорит о том, что при помощи кредиторской задолженности финансируется менее поло-вины текущих активов. Объясняется это тем, что на предприятии принята осто-рожная политика управления текущими активами ввиду большого значения фактора неопределенности в экономике; эта политика ведет к увеличению те-кущих финансовых потребностей и, следовательно, имеет резервы их снижения и сокращения финансового цикла.
Заключение:
Любому предприятию, в том числе и ММПО «Оптовик», не хватает обо-ротных средств для нормального функционирования. Можно вывести общее правило: увеличение статей собственного капитала и пассива, а также умень-шение статей актива отражают прирост финансовых ресурсов. Еще одним важ-ным источником финансовых ресурсов является амортизация основного капи-тала, сумма которой вообще не может быть определена из бухгалтерского ба-ланса.
Одной из наиболее важных задач развития ММПО «Оптовик» является обеспечение торговли прежде всего за счет повышения его эффективности и более полного исполь¬зования внутрихозяйственных резервов. Для этого не¬обходимо рациональнее использовать основные фонды и производственные мощности, увеличивать доходы и поступления предприятия.
Прирост мощ¬ностей до¬стигается благодаря приобретению нового совре-менного оборудования, а также реконструкции и расширению действующих предприятий. Известно, что от совершенства системы морального и материаль-ного стимулирования в значительной степени зависит уровень использования производственных мощ¬ностей и основных фондов.
Расходы и отчисления предприятия можно снизить рациональной ценовой политикой; оптимизацией распределения прибыли на потребление, развитие производства и выплату дивидендов; оптимизацией налоговых платежей бес-процентной задержкой выплат в пенсионный фонд; выполнением работ, необ-лагаемых косвенными налогами.
Необходимо также обратить внимание на взаимоотношения с бюджетом.
Одним из эффективных мероприятий для увеличения объема реализации услуг, на мой взгляд, может стать усиление на предприятии роли существую-щего специализированного отдела маркетинга, состоящего из высококвалифи-цированных специалистов, которые подойдут к формированию коммерческой деятельности предприятия на научной основе. ММПО «Оптовик» необходимо уделять больше внимания долгосрочному планированию деятельности, целью которого является составление прог¬ноза баланса и отчета о прибылях и убыт-ках.
Результатом реализации мероприятий может стать финансовая и экономи-ческая стабилизация производственно-хозяйственной деятельности ММПО «Оптовик».
Для улучшения финансового состояния предприятия необходимо:
а) увеличение объема продаж за счет диверсификации торговли, поиска новых заказчиков, налаживанию хозяйственных связей с поставщиками сырья и материалов;
б) ликвидация просроченной дебиторской задолженности;
в) привлечение инвестиционных вложений;
г) уменьшение кредиторской задолженности перед поставщиками, по кре-дитным платежам,, перед бюджетом, по социальному страхованию, внебюд-жетным фондам.
д) обеспечение безубыточности, ритмичности производства и реализации продукции без наращивания долгосрочных привлечённых средств.
На предприятии можно также рекомендовать регулярно производить ана-лиз финансово-хозяйственной деятельности, для того чтобы предприятие могло "на ходу" оценить и улучшить свое финансовое положение. Для этого, в на-стоящее время, лучше всего использовать бухгалтерскую программу с встроен-ным блоком анализа хозяйственной деятельности. Эта программа со встроен-ным блоком финансового анализа очень удобна и даже необходима для неус-тойчивых предприятий, чтобы оперативно следить за изменением финансового состояния.