Введение:
Домашние хозяйства выступают одним из важных субъектов экономической деятельности, от результатов которой зависит не только благосостояние отдельной хозяйственной единицы, но и всего населения страны в целом. Став крупнейшим субъектом экономики наряду с коммерческими предприятиями и государством, домашние хозяйства участвуют во всех макрорегулирующих процессах. Глубокий экономический кризис и как следствие этого - тяжелое материальное положение большей части населения приводят к активной деятельности домашнего хозяйства.
В экономической теории под домашним хозяйством понимается хозяйство, которое ведется одним или несколькими лицами, проживающими совместно и имеющими общий бюджет. Домохозяйство объединяет всех наемных работников, владельцев крупных и мелких капиталов, земли, ценных бумаг, которые заняты и не заняты в общественном производстве.
Ведение домашнего хозяйства представляет собой форму производственной деятельности семьи. В домашнем хозяйстве производятся услуги и продукция, предназначенные для удовлетворения потребностей данной семьи. Систематическое производство продукции в домашнем хозяйстве для продажи или реализации услуг на рынке характеризуют семью, занимающуюся индивидуальной трудовой деятельностью, а производство сельскохозяйственной продукции – личное подсобное хозяйство с товарной направленностью.
Часто термин «домашнее хозяйство» в экономической литературе используется как аналогичный термину «семья». Но в отличие от семьи домохозяйства включают не только родственников и могут состоять из одного, двух и более членов.
Глава 3:
Важной задачей социальной политики является адресная социальная поддержка определенных групп населения со стороны государства и в первую очередь, слабо защищенных слоев населения. Решение этой задачи имеет целью поддержание оптимальных соотношений между доходами занятой части населения и нетрудоспособных граждан через механизм налогов и социальных трансфертов. С помощью трансфертов могут перераспределяться не только денежные доходы, но и экономические возможности. Например, бедные семьи в результате получают больше возможностей для того, чтобы дать хорошее образование своим детям.
Поскольку борьба с бедностью является целью государственной политики большинства стран, то существует широкий круг программ, направленный на поддержание доходов населения. Система поддержания уровня доходов состоит в основном из двух видов программ. С одной стороны, программы социального страхования частично возмещают потери заработков, связанные с уходом на пенсию и временной безработицей. Они финансируются за счет налогов на заработную плату, резервируемых для данных целей. Пособия считаются заработанным правом и не несут на себе отпечатка государственной благотворительности. С другой стороны, программы государственной помощи, или благотворительные программы, предоставляют пособия тем, кто не может заработать сам, будучи нетрудоспособным или имея детей на своем иждивении. Эти программы финансируются из общих налоговых поступлений и считаются государственными благотворительными программами. Отдельные лица или семьи должны представить свидетельства своих низких доходов, чтобы получить право на помощь. Так, в России предусматривается три вида социальной помощи, предоставление которых связано с доходом семьи: собственно социальная помощь, ежемесячное пособие на ребенка и жилищные субсидии.
Наиболее распространенный вид социального обеспечения - пенсионное обеспечение. Пенсии выплачиваются за счет средств государственного пенсионного фонда, образуемого из отчислений предприятий и организаций в этот фонд, за счет государственного бюджета, а также за счет средств предприятий. Кроме пенсий из средств государственного и местного бюджетов предоставляются разнообразные пособия и выплаты различным категориям нуждающегося населения. Пособия и выплаты могут носить постоянный, длительный и временный характер. Возможно предоставление разовой социальной помощи. Пособия чаще всего выдаются с целью социальной поддержки детей, больных, престарелых, безработных, лиц, лишенных средств существования.
Особое значение в социальной политике имеет величина минимальной оплаты труда в конкретной стране. Цель ее установления - предоставление получателям необходимой социальной защиты. Минимальная заработная плата не должна быть ниже уровня, обеспечивающего самого работника и его семью средствами к существованию. Она связана со всей системой основных социально-экономических показателей.
При установлении минимальной заработной платы должны учитываться следующие основные факторы:
1) потребности трудящихся и их семей;
2) общий уровень заработной платы в стране;
3) стоимость жизни (потребительской корзины) и динамика этого показателя;
4) размеры социальных пособий и выплат;
5) сравнительный уровень жизни различных социальных групп населения;
6) общие экономические условия, характеризующие развитие страны, включая уровень производительности труда, состояние занятости и масштабы безработицы.
Заключение:
Среднедушевые денежные доходы (в месяц) исчисляются делением годового объема денежных доходов на 12 и на среднегодовую численность населения. Располагаемые денежные доходы - денежные доходы за вычетом обязательных платежей и взносов. Реальные денежные доходы - относительный показатель, исчисленный путем деления индекса номинального размера (т. е. фактически сложившегося в отчетном периоде) денежных доходов населения на индекс потребительских цен за соответствующий временной период. Показатель в целом по Российской Федерации рассчитывается с 1992г., по субъектам Российской Федерации - с 1994г.
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата исчисляется делением фонда начисленной заработной платы работников на среднесписочную численность работников и на количество месяцев в периоде. Пособия, получаемые работниками из государственных социальных внебюджетных фондов, не включаются в фонд заработной платы и среднемесячную заработную плату. Реальная начисленная заработная плата характеризует покупательную способность заработной платы в отчетном периоде в связи с изменением цен на потребительские товары и услуги по сравнению с базисным периодом. Для этого рассчитывается индекс реальной начисленной заработной платы путем деления индекса номинальной начисленной заработной платы на индекс потребительских цен за один и тот же временной период.
Средний размер назначенных месячных пенсий определяется делением общей суммы назначенных месячных пенсий (1993-2001 гг. - с учетом компенсации) на численность пенсионеров, состоящих на учете в системе Пенсионного фонда Российской Федерации (до 2002г. - в органах социальной защиты населения). Реальный размер назначенных месячных пенсий - относительный показатель, исчисленный путем деления индекса номинального размера (т.е. фактически сложившегося в отчетном периоде) назначенных месячных пенсий на индекс потребительских цен за соответствующий временной период.
Величина прожиточного минимума в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997г. № 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" представляет собой стоимостную оценку потребительской корзины (устанавливается федеральным законом - в целом по Российской Федерации, законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации в субъектах Российской Федерации), а также обязательные платежи и сборы. Потребительская корзина включает минимальные наборы продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.