Введение:
Торговля является одной из крупнейших отраслей экономики любой стра-ны как по объему деятельности, так и по численности занятого в ней персонала, а предприятия этой отрасли являются наиболее массовыми. Деятельность тор-гового предприятия связана с удовлетворением потребностей каждого челове-ка, подвержена влиянию множества факторов и охватывает широкий спектр вопросов организационно-технологического, экономического и финансового характера, требующих повседневного решения. Торговым предприятиям в со-временных условиях приходится ежедневно сталкиваться с множеством про-блем организационного, экономического и финансового характера.
Процесс насыщения потребительского рынка товарами и возрастание кон-куренции требует от предприятий торговли любой организационно-правовой формы и формы собственности умения грамотно анализировать и на основании полученных результатов – совершенствовать свою хозяйственную деятель-ность. Критериями эффективности выбора в данном случае являются: скорость товародвижения, уровень издержек обращения и объемы реализации продук-ции.
Любая поставленная цель, такая как расширение ассортимента товаров, принятие решения о поисках источников финансирования потребностей пред-приятия, обновление или расширение деятельности и т.д., не может быть дос-тигнута без оценки внутренних резервов предприятия и определение потенциа-ла. Все эти аргументы выявляют актуальность и необходимость проведения анализа деятельности на предприятиях. Формирование рыночной экономики обусловливает развитие анализа в первую очередь на микроуровне – на уровне отдельных предприятий и их структурных внутренних подразделений, по-скольку эти низовые звенья (при любой форме собственности) составляют ос-нову рыночной экономики. Анализ на микроуровне наполняется конкретным содержанием, связанным с повседневной финансово-хозяйственной деятельно-стью предприятий, их коллективов, менеджеров, владельцев-собственников. В настоящее время необходимо проводить анализ обоснования и выполнения бизнес-планов, сравнительный анализ маркетинговых предприятий, анализ возможностей производства и сбыта, выяснение внутренних и внешнеэкономи-ческих ситуаций, влияющих на производство и сбыт, анализ соотношения спроса и предложения, анализ конкретных потребителей и оценки последними качества выпускающих изделий, анализ затрат живого и овеществленного тру-да с необходимой их детализацией, анализ конечных результатов производст-венной, сбытовой, маркетинговой деятельности (прибыль, убыток), анализ коммерческого риска со сказываемым на него влиянием различных факторов.
Анализ ─ одна из общих функций управления предприятиями, значимость которой не подвержена влиянию времени и вряд ли может быть переоценена. В той или иной степени анализом занимаются все, кто имеет хоть малейшее от-ношение к деятельности хозяйствующих субъектов.
Глава 3:
Значительные резервы повышения эффективности использования оборот-ных средств кроются непосредственно в самом предприятии. В сфере торговли это относится прежде всего к товарным запасам. Являясь одной из составных частей оборотных средств, они играют важную роль в обеспечении непрерыв-ности процесса торговли. В то же время товарные запасы представляют ту часть средств производства, которая временно не участвует в торговом процес-се.
Рациональная организация товарных запасов является важным условием повышения эффективности использования оборотных средств. Основные пути сокращения запасов сводятся к их рациональному использованию; ликвидации сверхнормативных запасов; совершенствованию нормирования; улучшению организации снабжения, в том числе путем установления четких договорных условий поставок и обеспечения их выполнения, оптимального выбора постав-щиков, налаженной работы транспорта. Важная роль принадлежит улучшению организации складского хозяйства.
Пребывание оборотных средств в сфере обращения не способствует созда-нию нового продукта. Излишнее отвлечение их в сферу обращения – отрица-тельное явление. Важнейшими предпосылками сокращения вложений оборот-ных средств в эту сферу являются: рациональная организация сбыта продукции, применение прогрессивных форм расчетов, своевременное оформление доку-ментации и ускорение ее движения, соблюдение договорной и платежной дис-циплины.
Для расчета потребности в оборотных средствах на один финансовый цикл необходимо из рассчитанной потребности в оборотных средствах на весь опе-рационный цикл вычесть средства кредиторов.
Как показывает практика, оптимальный запас товаров на складе с учетом страхового запаса должен составлять около 30 суток (размер оптимальной за-купки товаров мы рассмотрим ниже). Таким образом, при планируемом това-рообороте на 2004 г. в 5000 тыс. руб. мы получаем товарный запас в размере
5000 : 12 = 417 тыс. руб.
Кредиторская задолженность для восстановления ликвидности и платеже-способности предприятия не должна превышать дебиторскую задолженность и, как указано в литературе [25, с. 173] на предприятии должна составлять не более 3% от годового товарооборота, т.е.
5000 х 3% : 100% = 150 тыс. руб.
Таким образом, оценив потребность магазина «Продукты» в оборотных средствах, мы получаем:
Заключение:
Любому предприятию, в том числе и магазину «Продукты», не хватает оборотных средств для нормального функционирования. Можно вывести общее правило: увеличение статей собственного капитала и пассива, а также умень-шение статей актива отражают прирост финансовых ресурсов. Еще одним важ-ным источником финансовых ресурсов является амортизация основного капи-тала, сумма которой вообще не может быть определена из бухгалтерского ба-ланса.
Одной из наиболее важных задач развития магазина «Продукты» является обеспечение торговли прежде всего за счет повышения его эффективности и более полного исполь¬зования внутрихозяйственных резервов. Для этого не¬обходимо рациональнее использовать основные фонды и производственные мощности, увеличивать доходы и поступления предприятия.
Прирост мощ¬ностей до¬стигается благодаря приобретению нового совре-менного оборудования, а также реконструкции и расширению действующих предприятий. Известно, что от совершенства системы морального и материаль-ного стимулирования в значительной степени зависит уровень использования производственных мощ¬ностей и основных фондов.
Расходы и отчисления предприятия можно снизить рациональной ценовой политикой; оптимизацией распределения прибыли на потребление, развитие производства и выплату дивидендов; оптимизацией налоговых платежей бес-процентной задержкой выплат в пенсионный фонд; выполнением работ, необ-лагаемых косвенными налогами.
Необходимо также обратить внимание на взаимоотношения с бюджетом.
Одним из эффективных мероприятий для увеличения объема реализации услуг, на мой взгляд, может стать усиление на предприятии роли существую-щего специализированного отдела маркетинга, состоящего из высококвалифи-цированных специалистов, которые подойдут к формированию коммерческой деятельности предприятия на научной основе. Магазину «Продукты» необхо-димо уделять больше внимания долгосрочному планированию деятельности, целью которого является составление прог¬ноза баланса и отчета о прибылях и убытках.
Результатом реализации мероприятий может стать финансовая и экономи-ческая стабилизация производственно-хозяйственной деятельности магазина «Продукты».
Для улучшения финансового состояния предприятия необходимо:
а) увеличение объема продаж за счет диверсификации торговли, поиска новых заказчиков, налаживанию хозяйственных связей с поставщиками сырья и материалов;
б) ликвидация просроченной дебиторской задолженности;
в) привлечение инвестиционных вложений;
г) уменьшение кредиторской задолженности перед поставщиками, по кре-дитным платежам,, перед бюджетом, по социальному страхованию, внебюд-жетным фондам.
д) обеспечение безубыточности, ритмичности производства и реализации продукции без наращивания долгосрочных привлечённых средств.
На предприятии можно также рекомендовать регулярно производить ана-лиз финансово-хозяйственной деятельности, для того чтобы предприятие могло "на ходу" оценить и улучшить свое финансовое положение. Для этого, в на-стоящее время, лучше всего использовать бухгалтерскую программу с встроен-ным блоком анализа хозяйственной деятельности. Эта программа со встроен-ным блоком финансового анализа очень удобна и даже необходима для неус-тойчивых предприятий, чтобы оперативно следить за изменением финансового состояния.