Введение:
Рыночные реформы ушедшего десятилетия, сопровождавшиеся пер-воначальным спадом производства и высокой инфляцией, выдвинули в каче-стве главной задачи бюджетно-налоговой политики повышение собираемо-сти налогов. Подобная ситуация предопределила приоритетность фискальной функции налоговой системы, инструментом реализации которой, как извест-но, являются прежде всего косвенные налоги.
Косвенные налоги необходимо рассматривать не только как важней-ший источник финансовых ресурсов государства, но и как инструмент, по-зволяющий оказывать стимулирующее воздействие на производственные процессы, на способность данного вида налогов изымать часть доходов, ушедших из-под прямого обложения, а также видеть в косвенных налогах, наряду с прямыми, прогрессивными налогами, возможность сглаживать со-циальную справедливость посредством бюджетных распределений.
Социально-экономическая сущность современных косвенных налогов, особенно НДС, обуславливается новым взглядом на их место в политической и экономической жизни каждой отдельно взятой страны. Исследования зару-бежных ученых свидетельствуют о новых значительных перспективах кос-венных налогов в экономическом и социальном воздействии на состояние общества в целом.
Реформирование налоговой системы в России, а также разработка концепций развития налоговой политики на краткосрочную и долгосрочную перспективу на сегодняшний день являются одними из самых актуальных проблем.
Механизм исчисления и взимания косвенных налогов в российской экономической литературе рассмотрен достаточно полно и конкретно. Но при этом следует отметить, что за рамками научных исследований осталось много теоретических и практических вопросов разработки приоритетных на-правлений развития реформы косвенного налогообложения, учитывающих тенденции исторического развития, как в России, так и за рубежом.
Цель данной работы – исследование сущности, современного состоя-ния и перспектив развития косвенного налогообложения в России.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие зада-чи:
проанализировать сущность и роль косвенных налогов в налого-вой системе страны;
исследовать становление и развитие косвенного налогообложения в России;
проанализировать механизм исчисления и взимания налога на до-бавленную стоимость, акцизов, таможенных пошлин и налога с продаж;
исследовать зарубежный опыт организации косвенного налогооб-ложения и возможности его применения в России;
исследовать основные проблемы и направления совершенствова-ния косвенного налогообложения в России на современном этапе.
В соответствии с целью и задачами построена структура дипломной работы. Она состоит из введения, трех глав, заключения и списка использо-ванной литературы. В первой главе исследуется сущность, функции и роль косвенных налогов в налоговой системе Российской федерации, а также ста-новление и развитие косвенного налогообложения в России. Во второй главе анализируется механизм исчисления и взимания косвенных налогов. В треть-ей главе исследуются зарубежный опыт, проблемы и перспективы развития косвенного налогообложения в России.
Глава 3:
Именно это уведомление и будет впоследствии у покупателя безус-ловным основанием для возмещения из бюджета сумм уплаченного (уже уп-лаченного в бюджет) НДС. Одновременно банк покупателя отправляет в ИРЦ копию банковского уведомления об удержании и уплате НДС в отно-шении своего клиента. Банк покупателя проводит расчетную операцию с банком поставщика, где имеется банковский счет поставщика, на перечисле-ние денег по оплате товара (без НДС) с уведомлением об удержании и уплате банком покупателя сумм НДС. Далее банк поставщика зачисляет соответст-вующую сумму на банковский счет поставщика и передает ему копию бан-ковского уведомления. При этом копию банковского уведомления банк по-ставщика также отправляет в ИРЦ по месту нахождения поставщика. В ана-логичном порядке происходит движение денежных средств, удержание и уп-лата НДС и документооборот при последующей реализации товара покупа-телем другому лицу. Информационно-расчетный центр Управления МНС ве-дет оперативный учет всех поступающих банковских уведомлений в отноше-нии всех находящихся на территории субъекта РФ налогоплательщиков. Учет банковских уведомлений ведется по каждому налогоплательщику, как на реализацию товаров, так и на оплату товаров, то есть как НДС полученно-го, так и НДС уплаченного. ИРЦ должен ежедневно осуществлять учет бан-ковских уведомлений по каждому налогоплательщику. По окончании нало-гового периода (он должен быть минимальным) ИРЦ подводит итог банков-ских уведомлений и определяет окончательный расчет суммы налога. Таким образом, сумма НДС по сделке исчисляется и определяется налогоплатель-щиком самостоятельно, а налог удерживается и перечисляется в бюджет об-служивающим налогоплательщика банком. Предлагаемый А.В. Ильиным ме-ханизм взимания налога строится на банковских уведомлениях, которые имеются у контрагентов по сделке и, что очень важно, в МНС в лице ИРЦ. Уровень современных компьютерных технологий позволит налоговому ве-домству очень быстро обработать банковские уведомления, провести сопос-тавление имеющейся информации в отношении налогоплательщиков - участ-ников любой сделки и в буквальном смысле слова вычислить нарушителей налогового законодательства. Налоговое ведомство будет иметь информацию о наименовании налогоплательщиков контрагентов, количествах и суммах их сделок, суммах "НДС полученного" и "НДС уплаченного". Эти данные по-зволят сделать анализ о деятельности любого налогоплательщика, сопоста-вить полученный результат с представленной налогоплательщиком деклара-цией по НДС, что, в свою очередь, может сделать контрольную работу нало-говых органов максимально эффективной. Выездные налоговые проверки будут адресными, проводиться по заранее проанализированным данным, а это уменьшит количество работников налоговых органов, занимающихся вы-ездными проверками. Разумеется, для практической реализации вышеприве-денного механизма исчисления и уплаты НДС необходимо изменение суще-ствующего налогового и банковского законодательства. Очевидно также, что в ответственное положение при реализации рассматриваемой методики по-падают банки. Однако государству несопоставимо легче контролировать коммерческие банки, чем всех плательщиков НДС. Конечно, ведение факти-чески двойного учета операций по счетам клиента будет затратным для бан-ков. В то же время в качестве компенсации банки получат увеличение числа клиентов (все плательщики НДС), а это денежные остатки по счетам, плата за обслуживание и т.д.
Таким образом, все налогообложение добавленной стоимости будет проходить на основе банковских уведомлений об удержании и уплате налога с последующим по окончанию налогового периода предоставлением налого-плательщиком налоговой декларации в налоговый орган по месту учета. Реа-лизация предложений автора позволит исключить возможность необосно-ванного возмещения НДС и повысить собираемость федеральных налогов.
Заключение:
Подводя итог данной дипломной работы, можно сделать следующие выводы.
Во всем мире косвенное налогообложе¬ние не только играет важную фискальную роль, но выполняет важную роль стабилизатора стоимостных колебаний в экономике при условии равновесия между денежным спросом и товарным предложением, сложившимся естест¬венным рыночным способом, а также при насыщенности товарных рынков и относительно стабильной межотраслевой норме прибыли, свободном переливе капиталов.
Российская налоговая система в основном скопирована с моделей за-падных налоговых систем. Переход к косвенному налогообложению в нашей стране обусловлен ориентацией на гармонизацию налоговых систем стран Европы, необходимостью обеспечения стабильного источника доходов в бюджет, систематизацией налогов. В нашей стране в полной мере выполня-ется только фискальная функция. Это связано, прежде всего, с неправильной практикой применения НДС в России в виду ряда причин: налог взимается не с добавленной стоимости, а по существу с оборота фирмы; не всегда возме-щается НДС, уплаченный за материальные ресурсы; в России базой НДС яв-ляется не только прибыль и заработная плата (реальные элементы вновь соз-данной стоимости), но и амортизационные отчисления. Кроме того, в орбиту налогообложения вовлечены суммы, не имеющие отношения к добавленной стоимости: финансовая помощь, суммы предоплаты, авансовые взносы, сум-мы штрафов, акцизные надбавки и таможенные пошлины.
Оценка места и роли НДС неоднозначна: практики полагают, что этот налог как нельзя лучше обеспечивает бюджетные потребности, а аналитики критикуют этот налог за излишнюю фискальность, необработанность нало-говой базы и чрезмерно высокие ставки. НДС, считают они не адаптирован к отечественной экономике на этапе ее перехода к рынку, что объясняет суще-ствование недостатков в формировании налогооблагаемой базы и в технике исчисления НДС. Некоторые экономисты предлагают полную отмену НДС, что в условиях современной экономики является преждевременным. Целесо-образным можно считать поэтапное снижение косвенных налогов.
В мировой практике хозяйствования возмещение НДС организациям-экспортерам используется для стимулирования экспорта товаров. Однако страны с развитой рыночной экономикой и со сложившейся налоговой сис-темой применяют такую налоговую норму не спонтанно, а с учетом уровня налоговой дисциплины хозяйствующих субъектов и состояния контроля за ними. В российской же экономике возмещение налога зачастую превращает-ся недобросовестными налогоплательщиками из формы стимулирования экспорта в источник незаконного дохода путем изъятия из бюджета крупных сумм. Опережающий рост сумм возмещения НДС организациям-экспортерам по отношению к росту объема облагаемого налогом экспорта свидетельству-ет именно об этом.